Самый дешевый усилитель на 300 B. Даже мне оказался по карману, правда эту зиму придется ходить без зимнего пальтишка
Вот схема
На входе прямонакальная 3A5 aka DCC90 предназначенная для батарейного питания накала от 2 батареек или даже от одной. Очень сильно микрофонит.
Блок питания.
Схема индикации и таймера. 10 секунд мигает красный светодиод, потом загорается белый
Усилитель со снятой крышкой. Какой хороший усилитель... был
Достоинства
1. Дешевизна
2. Отсутствие общей ООС
3. Применен «правильный» триод 300B
4. Навесной монтаж
5. Отсутствие излишеств типа ПДУ, регуляторов тембра и т.п.
6. Разная полярность напряжения в накале 300 B у правого и левого каналов усилителя, что позволяет менять полярность накала на лампах просто раз в пол года их переставляя. Хотя, может быть это просто случайность и у других экземпляров полярность одинакова у обоих каналов усилителя.
7. Трансформаторы не гудят, то есть не гудят вообще.
8. В трансформаторе питания применен экран фарадея, что я встречал редко, но слышал, что это положительно сказывается на звуке – фильтрует помехи.
9. Применено кенотронное питание.
Недостатки
Концептуальные
1. Применение SRPP в место обычного каскада на триоде.
2. Выбор миниатюрного прямонакального триода 3A5/DCC90 который хотя и хорошо подходит по усилению, но сильно микрофонит и требует сложной схемы питания накала.
3. Слишком высокий коэффициент трансформации. Например для 4-хомного выхода получается приведенное сопротивление нагрузки 8400 ом. Видимо один и тот же трансформатор применяется китайцами и для 845 триода и для 300B. А может просто по ошибке поставили в мой усилок такой?
4. Неправильный режим 300B для выбраной нагрузки – примерно 320-330 В на аноде, примерно 65 В смещение. При высоком сопротивлении нагрузки лучше применить режим 450 В на аноде, -100 В смещение, при этом ток анода будет 60 мА.
Конструктивные
1. Выпрямленное напряжение снимается не с традиционной 8 ножки, а со 2-й. Пустячок, а неприятно. Прямонакальным кенотронам пофигу с какой ножки снимать выпрямленное напряжение, а в косьвеннонакальных желательно снимать выпрямленное напряжение с 8-й ножки.
2. Нет запаса прочности фильтрующих конденсаторов, особенно на входе фильтра, где могут появляется напряжения свыше 450 В при повышении напряжения в сети или при переходных процессах в начале работы.
3. Накал 6н9с привязан к земле без средней точки, что приводит к фону.
4. Кроме того, привязка накала к земле опасно напрягает переход катод-накал верхней ламы SRPP и делает весьма вероятными пробои.
5. Выводы трансформатора при вводе их в корпус можно разделить на высоковольтные и низковольтные, однако в усилителе все поперепутано.
6. Имеется петля заземления на плате индикации.
7. Применены прецизионные резисторы с допуском 1% в блоке индикации - расточительство.
8. В фильтре питания нет дросселя.
9. Питание накала кенотрона от 4,75 В вместо положенных 5 В.
10. Питание накала 300 B от 4,75 В в место положенных 5 В.
11. Сопротивление в цепи сетки 300B - 330 кОм, а по техтребованиям должно быть не более 250 кОм в схемах с автоматическим смещением.
Просто брак
1. Отвалилась ручка от переключателя входов (приклею когда-нибудь)
2. Посажена «сопля» между входами (уже устранил).
3. Входная лампа сидит на виброгасящей прокладке, но своим креплением упирается в ограничительную шайбу, что снижает виброгасящие свойства.
Но это все технические подробности.
А ТЕПЕРЬ Я ИЗЛОЖУ СВОИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ О ГЛАВНОМ - О ЗВУКЕ, О МУЗЫКЕ.
Уши у меня далеко не золотые и с первых секунд звучания я не всегда отличу ламповый усилитель от транзисторного.
Какие же различия в звучании лампового и транзисторного усилителя я нашел?
1. Лучшая стереокартина. Если раньше я читал в журнале "у усилителя глубока/широкая/сжатая/четкая/размазанная стереокартина" я думал про себя "ну и фиг с ним, главное не стереокартина!" Так я думал пока не послушал Music Angel. Вот где стереокартина!!! Теперь я понимаю, что это есть хорошо!
2. Лучшие басы. Может басы были чезчур приукрашены, но это было приятно! Когда подключил обратно транзисторный усилитель, то впечатление такое, что что-то отвалилось или не работае
Долго слушать транзисторный не смог, перешел опять на ламповый.
3. Лучшая артикуляция речи и вокала. Обнаружил случайно, на 30 минуте прослушивания, пошел заварить чаю и вдруг услышал из соседней комнате как из колонок донеслось "I can not defendig thigs I said or done, but let he without sin through a first begrudging stone" Napalm Death. Кто в курсе, у Напалм Дэф специфический вокал. Обычно я брал текст песен и только с текстом песен мог разобрать, что они там поют. Из соседней комнаты или кухни разобрать, что там кто поет было невозможно. Птом я ходил по квартире и убеждался. что музыка хорошо разносится и пение хорошо разбирается в любой точке квартиры. Естественно сидя перед колонками эффект максимальный.
Недостатки в звучании:
1. Высокий фон.
2. Окрас звучания. Я бы сказал, что какой-то сладкий, приторно сладкий окрас. Ну, сладкий - это не горький, а мягкий - не жесткий, слушать можно часами. Но все же нельзя назвать звучание Music Angel нейтральным и лишенным искажений.
Еще особенности.
1. Разборчивость в звучании различных записей. Если на транзисторном усилителе все записи звучали одинаково хорошо (или одинаково плохо), то на ламповом одни компакт-диски не вызывали особых эмоций, другие казались плохо записанными, а третьи хотелось слушать и слушать!
2. Вовлеченность. Транзисторный усилитель обычно я долго не слушал, так минут 20-30, ну 40. А слушая ламповый наоборот, откладываешь дела, что бы послушать еще одну песню, потом снова откладываешь дела... и сонова. Ручку громкости транзисторного усилителя я иногда выкручивал на 10 часов, а иногда и на 11 часов. В комнате все тряслось и из книжного шкафа падали книги и журналы (кстати, из кухни как ни открывай все двери, как ни делай громко слушать транзисторный усилитель было невозможно). Послушав на такой громкости пол песни я уменьшал громкость. Другое дело, ламповый усилитель, тут наоборот начинаешь слушать не очень громко, а потом хочется поддать, так что бы стены затряслись и слушать уже пока альбом не кончится.