Пост N: 10
Зарегистрирован: 14.01.09
Откуда: Russia, St.-Petersburg
Рейтинг:
1
Отправлено: 15.09.09 19:15. Заголовок: Собрал свой первый ламповый SE на 2х6Ф3П !
Решил поделиться, ибо чем взрослее становишься, тем реже чему-то удивляешься, а тут не просто удивление, а шок!
Много читал на тему ламповых усилителей мощности (УМ), иногда заносило почитать про Hi-End. С одной стороны читал и улыбался, т.к. взрослые дяди писали про явные чудеса, с другой стороны вскармливал червя сомнения - а вдруг там действительно волшебство о котором все говорят? Захотелось убедиться лично. Для этого решил собрать что-нибудь несложное. Выбор пал на схему на двух триод-пентодах 6Ф3П - http://www.audioinstr.h1.ru/cxemy/6f3p.htm . Только вместо советских ламп смог достать аналоги - 6BM8EH (создавал тут тему). Из-за хронической нехватки времени проект был отложен примерно на целый год, а точнее чего-то делалось, но в режиме долгостроя. И вот один канал усилителя (моноблок) готов:
В схемотехнику по приведённой выше ссылке были внесены некоторые небольшие (но, ИМХО, существенные!) изменения: фильтр анодки сделан по двух-ступенчатой схеме без дросселя, в выпрямителе использованы задемпфированные ультра-фаст диоды UF4004 вместо простых фастов FR507, увеличены номиналы фильтрующих "банок", которые зашунтированы хорошей плёнкой, также увеличены номиналы разделительного и катодного конденсаторов для расширения полосы пропускания в области НЧ. Схема дополнена индикатором уровня выходного сигнала на гламурной лампе 6Е1П Ну и Hard P2Pмонтаж для уменьшения паразитных индуктивностей и ёмкостей. Соединение деталей участвующих в звуковом тракте посредством скрутки (непосредственный контакт), припой исключительно для фиксации. Практически Hi-End технологии :)
Сборка сборкой, но самое главное - это звучание. Вот тут-то и случился со мною шок. Настоящий шок! Итак, источник сигнала - CD-плеер Denon DCD-325, АС - пассивный студийный монитор TANNOY PBM6.5 (50 Вт, 86 Дб, 6 Ом). Первым поставленным CD была запись вьетнамского джазового бэнда (на обложке диска пометка Audiophile CD). Самое первое, что бросилось в глаза - звук идёт не из колонки, а как бы музыкант находится прямо в комнате, перед тобой! Причём совершенно чётко представляешь, что инструмент имеет какой-то размер, объём, конструкцию, отчётливо слышно как резонирует его корпус. Напомню, что у меня пока собран только один моноблок, т.е. я слушаю в моно! ВЧ и НЧ не больше и не меньше, чем в транзисторных усилках слышенных мною ранее, но они какие-то другие, они настоящие, как в жизни... инструменты через ламповый SE звучат настолько естественно, что когда родственники заглянули ко мне из другой комнаты, то они искренне удивились, что это не я играю на гитаре! Про СЧ вообще отдельная песня. Гитары, дудки, вокал - они звучат "прямо вот тут перед тобой", это действительно какое-то волшебство. Контрабас - он не ухает по низам как обычно (через каменный усь), а играет напористо и упруго, и тоже "прямо вот тут", со всеми скрипами, шарканьями, вздохами музыканта. Ощущение непередаваемое, как-будто ты сидишь среди музыкантов на сцене или на идеальной реп-точке, где всех слышно и никто никого не "забивает". Повторюсь, звук идёт не из дырки в колонке, а он как-бы есть в комнате, не хватает только стереокартины для чёткой локализации в пространстве. Я переслушал кучу CD, все звучат очень по-разному, но ни разу мне не захотелось покрутить эквалайзер, которого в тракте нету. В общем, в совершенно явном виде я услышал то, о чём пишут дяди-маньяки на аудиофильских форумах и просто фанаты ламповых усилков. Возможно я не слышал очень хороших каменных УМ, хотя слушать просто хорошие транзисторные усилители доводилось не раз. В т.ч. имею собственный "референсный" УМ, переделанный на true Hi-End лад из совкового "топа" - 100-ваттного "Корвета" нулевого класса, который был порван на раз в клочья этой 5-ваттной ламповой малюткой по всем статьям, кроме разве что мощности . Ещё интересное наблюдение. Когда играет каменный УМ, то из другой комнаты это чётко слышно, что играет усилитель, а не живой инструмент. И при уходе в другую комнату чувствуется как резко меняется АЧХ - практически остаются одни ухающие низы. С ламповым УМ всё совсем иначе - гитара остаётся гитарой, т.е. совершенно читаемой, даже если уйти через корридор на кухню! Инструмент слышно чётко, он "прорезает" всё это пространство. Как и почему, пока для меня загадка, но разница с каменным УМ впечатляющая.
Потом сделаю фото работающего усилка в темноте, т.к. работа индикатора 6Е1П вкупе со светодиодной подсветкой ламп - это отдельная эмоциональная история, на которую можно смотреть вечно (как на огонь и работающую женщину :)).
В общем, как говорится, я в клубе ламповых маньяков :)
Пост N: 109
Зарегистрирован: 30.06.09
Откуда: Россия, СПб
Рейтинг:
6
Отправлено: 18.09.09 13:14. Заголовок: Попался в наши сети ..
Попался в наши сети Карась. Отсюда не выпрыгивают. Кто услышал звук лампового хайэнда, тот всё, завяз. Я даже знаю, что дальше будет. Самостные трансформаторы, лампы 6Н6П (6Н30П), ГУ50, Г807. А диоды ультрафаст совтрековери вещь. Только дроссель в тему. Не надо муры на 5 Гн. 1 Гн поставьте. Душа скажет "Ага" ... Выходных бананов не заметил. Видимо плохо смотрел. С уважением, СП.
Пост N: 12
Зарегистрирован: 14.01.09
Откуда: Russia, St.-Petersburg
Рейтинг:
1
Отправлено: 22.09.09 16:03. Заголовок: Re: А для чего столько тумблеров?
По тумблерам. Слева направо: Питание, Анодное, режим "Триод/Ультралинейное", рег. громкости (L-atten), селектор входов "1-2". В дросселе пока что не вижу необходимости, вместо него Metal-Film резистор 180 Ом 2 Вт - фона ноль.
Следующий хочу попробовать сделать на 6Н8С+2х6П6С+TW10SE+5Ц3С, возможно с дросселем. Выбор ламп связан с нахаляву перепавшим ЗИПом с этими лампами, среди которых есть NOS 1964-го года! (6Н8С ещё в железных чашках, а 6П6С полностью закрашенные чёрные!). Ну и карбоновые резисторы, конденсаторы RIFA, моножила, позолоченные разъёмы и т.п. :)
Хорошее решение, поддержу, чутья хватит, да и по звуку эти лампочки - фавориты. Никелированная юбочка на восссьмёре- это признак МЭЛЗа, круть , самое лучшее что выпускалось, не считая суперварианта 1578.
Здравствуйте! Хочу собрать примерно такой же усилитель,но с подбором деталей пока дело идёт плоховато.Не удаётся найти 6Ф3П,взял пока неск.6Ф5П,и то б/у. В книге Торопкина об этой лампе сведений нет,больше пока нигде не искал.Посоветуйте,стоит ли на эти лампы рассчитывать? И ещё:хотелось бы как-то проверять лампы до сборки.Не подскажет ли кто схемку приставки к осциллографу или иной способ? С уважением,Владимир.
Пост N: 2145
Зарегистрирован: 21.05.07
Откуда: Иркутск
Рейтинг:
7
Отправлено: 25.09.09 07:08. Заголовок: 6Ф3П,взял пока неск...
6Ф3П,взял пока неск.6Ф5П Разница в цоколевке . В остальном разница не катастрофическая. Удобнее всего лампы проверять в готовом усилителе, Если нет специального прибора.
Пост N: 2217
Зарегистрирован: 21.05.07
Откуда: Иркутск
Рейтинг:
7
Отправлено: 08.10.09 07:16. Заголовок: Дроссель такой не зн..
Дроссель такой не знаю Можно поставить и другой. а можно УЗФ: http://sergeev21.narod.ru/uzf.htm Вместо мостика можно собрать на диодах . Например FR207.
Пост N: 13
Зарегистрирован: 14.01.09
Откуда: Russia, St.-Petersburg
Рейтинг:
1
Отправлено: 12.10.09 18:40. Заголовок: Что из себя представляют дроссель Д300А и мостик FR 507?
Вместо дросселя я поставил резистор 180 Ом 2 Вт. После моста электролит на 220мкф, после "дросселя" 330мкф - фона нет вообще. Вместо FR507 я поставил ультра-фаст диоды UF4004.
Все даты в формате GMT
8 час. Хитов сегодня: 5
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет