Пост N: 10
Зарегистрирован: 14.01.09
Откуда: Russia, St.-Petersburg
Рейтинг:
1
Отправлено: 15.09.09 19:15. Заголовок: Собрал свой первый ламповый SE на 2х6Ф3П !
Решил поделиться, ибо чем взрослее становишься, тем реже чему-то удивляешься, а тут не просто удивление, а шок!
Много читал на тему ламповых усилителей мощности (УМ), иногда заносило почитать про Hi-End. С одной стороны читал и улыбался, т.к. взрослые дяди писали про явные чудеса, с другой стороны вскармливал червя сомнения - а вдруг там действительно волшебство о котором все говорят? Захотелось убедиться лично. Для этого решил собрать что-нибудь несложное. Выбор пал на схему на двух триод-пентодах 6Ф3П - http://www.audioinstr.h1.ru/cxemy/6f3p.htm . Только вместо советских ламп смог достать аналоги - 6BM8EH (создавал тут тему). Из-за хронической нехватки времени проект был отложен примерно на целый год, а точнее чего-то делалось, но в режиме долгостроя. И вот один канал усилителя (моноблок) готов:
В схемотехнику по приведённой выше ссылке были внесены некоторые небольшие (но, ИМХО, существенные!) изменения: фильтр анодки сделан по двух-ступенчатой схеме без дросселя, в выпрямителе использованы задемпфированные ультра-фаст диоды UF4004 вместо простых фастов FR507, увеличены номиналы фильтрующих "банок", которые зашунтированы хорошей плёнкой, также увеличены номиналы разделительного и катодного конденсаторов для расширения полосы пропускания в области НЧ. Схема дополнена индикатором уровня выходного сигнала на гламурной лампе 6Е1П Ну и Hard P2Pмонтаж для уменьшения паразитных индуктивностей и ёмкостей. Соединение деталей участвующих в звуковом тракте посредством скрутки (непосредственный контакт), припой исключительно для фиксации. Практически Hi-End технологии :)
Сборка сборкой, но самое главное - это звучание. Вот тут-то и случился со мною шок. Настоящий шок! Итак, источник сигнала - CD-плеер Denon DCD-325, АС - пассивный студийный монитор TANNOY PBM6.5 (50 Вт, 86 Дб, 6 Ом). Первым поставленным CD была запись вьетнамского джазового бэнда (на обложке диска пометка Audiophile CD). Самое первое, что бросилось в глаза - звук идёт не из колонки, а как бы музыкант находится прямо в комнате, перед тобой! Причём совершенно чётко представляешь, что инструмент имеет какой-то размер, объём, конструкцию, отчётливо слышно как резонирует его корпус. Напомню, что у меня пока собран только один моноблок, т.е. я слушаю в моно! ВЧ и НЧ не больше и не меньше, чем в транзисторных усилках слышенных мною ранее, но они какие-то другие, они настоящие, как в жизни... инструменты через ламповый SE звучат настолько естественно, что когда родственники заглянули ко мне из другой комнаты, то они искренне удивились, что это не я играю на гитаре! Про СЧ вообще отдельная песня. Гитары, дудки, вокал - они звучат "прямо вот тут перед тобой", это действительно какое-то волшебство. Контрабас - он не ухает по низам как обычно (через каменный усь), а играет напористо и упруго, и тоже "прямо вот тут", со всеми скрипами, шарканьями, вздохами музыканта. Ощущение непередаваемое, как-будто ты сидишь среди музыкантов на сцене или на идеальной реп-точке, где всех слышно и никто никого не "забивает". Повторюсь, звук идёт не из дырки в колонке, а он как-бы есть в комнате, не хватает только стереокартины для чёткой локализации в пространстве. Я переслушал кучу CD, все звучат очень по-разному, но ни разу мне не захотелось покрутить эквалайзер, которого в тракте нету. В общем, в совершенно явном виде я услышал то, о чём пишут дяди-маньяки на аудиофильских форумах и просто фанаты ламповых усилков. Возможно я не слышал очень хороших каменных УМ, хотя слушать просто хорошие транзисторные усилители доводилось не раз. В т.ч. имею собственный "референсный" УМ, переделанный на true Hi-End лад из совкового "топа" - 100-ваттного "Корвета" нулевого класса, который был порван на раз в клочья этой 5-ваттной ламповой малюткой по всем статьям, кроме разве что мощности . Ещё интересное наблюдение. Когда играет каменный УМ, то из другой комнаты это чётко слышно, что играет усилитель, а не живой инструмент. И при уходе в другую комнату чувствуется как резко меняется АЧХ - практически остаются одни ухающие низы. С ламповым УМ всё совсем иначе - гитара остаётся гитарой, т.е. совершенно читаемой, даже если уйти через корридор на кухню! Инструмент слышно чётко, он "прорезает" всё это пространство. Как и почему, пока для меня загадка, но разница с каменным УМ впечатляющая.
Потом сделаю фото работающего усилка в темноте, т.к. работа индикатора 6Е1П вкупе со светодиодной подсветкой ламп - это отдельная эмоциональная история, на которую можно смотреть вечно (как на огонь и работающую женщину :)).
В общем, как говорится, я в клубе ламповых маньяков :)
Пост N: 196
Зарегистрирован: 30.06.09
Откуда: Россия, СПб
Рейтинг:
7
Отправлено: 12.10.09 23:15. Заголовок: В моем, настоящем, р..
В моем, настоящем, резистор стоит, 75 Ом (на самом деле два 150 Ом. В параллель). Насчёт омизма. Хороший дроссель тоже омизмом не страдает . Денн, Вы ВАХи на 6Ф3П не смотрели? Есть Том Шланген на ECL82, выходной тетрод в триоде предоставил. Что-то, как-то, народ не в восторге. Адекватность в сомнении. С уважением, СП.
Пост N: 14
Зарегистрирован: 14.01.09
Откуда: Russia, St.-Petersburg
Рейтинг:
1
Отправлено: 13.10.09 15:22. Заголовок: Re: Денн, Вы ВАХи на 6Ф3П не смотрели?
ВАХи не смотрел и готовый прибор не обмерял. На слух такой восторг, что желания что-либо обмерять не возникает. Самый правильный измерительный прибор для звуковой аппаратуры - наши уши, имхо.
Бывают случаи, когда откровенно не хочется мерить ничего. Вот сколько пытался пищалу к своим колонкам найти, взамен родной английской, убитой, ставил, выруливал фильтры до микрон, переделывал, а вот недавно нашёл SEAS парочку, включил навскидку, просто так, послушать, обалдел, оставил как есть, быстро вторую колонку подправил- и вот слушаю, балдею и даже не знаю что там за ачх, да и не хочется вообще знать.
Пост N: 15
Зарегистрирован: 14.01.09
Откуда: Russia, St.-Petersburg
Рейтинг:
1
Отправлено: 14.10.09 16:21. Заголовок: Глубокое ИМХО, но АЧ..
Глубокое ИМХО, но АЧХ для человека по большому счёту пофигу, т.к. наш слуховой аппарат вкупе с мозгом не такие уж примитивные, и сделать "скидку" (читай - коррекцию на лету) мы вполне способны. Ведь на живом концерте в каждом месте зрительного зала АЧХ совершенно разная и весьма далека от идеала, однако это ни коим образом не влияет на получение удовольствия от прослушивания музыки. Опять же, неравномерности АЧХ усилителя - это ничто по сравнению с искажениями, которые дают АС и комната прослушивания. Другое дело нелинейные искажения...
Отправлено: 14.10.09 18:54. Заголовок: Вот тут поспорю. Бы..
Вот тут поспорю. Был концерт Ирины Богушевской в ростовском Доме Офицеров, года три назад, так там в первом отделении такой стоял гул и бубнёжка, что половину слов песен вообще не понять было, если б не знал. Потом наверное прислушались. второе отделение потише бумкали, но всё равно фигня , лучше диск послушаю. Звукорежиссёр на живом концерте- - у него наверное ценности другие, не понять смертным...
Пост N: 16
Зарегистрирован: 14.01.09
Откуда: Russia, St.-Petersburg
Рейтинг:
1
Отправлено: 14.10.09 21:24. Заголовок: Александр, я совсем ..
Александр, я совсем запущенные случаи не имел в виду. Бывает и бубнёж, и чрезмерная громкость что перепонки лопаются - это, конечно, клиника. Бывает что плохо слышен голос или какой-либо инструмент в группе, но это уже проблема "сведения" микса звукорежиссёром, а не АЧХ тракта: исполнитель-слушатель.
Отправлено: 15.10.09 12:59. Заголовок: Я о том, что живой к..
Я о том, что живой концерт- не идеальный вариант, там спасает радость от общения с любимым исполнителем. Дома в записи этот же концерт даром бы слушать не стал. А ещё- когда наши фанерные звёзды стали вживую петь- .......ОХ, лучше бы до пенсии фанеру свою пели, чем это уродство слушать кривое безголосое, а люди у нас добрые, вместо чтоб гнилыми помидорами халтурщиков закидать и освистать- нет, деньги платят, кормят этих бездарей.А им место может быть на стройке и там бы- им цены не было
Отправлено: 16.10.09 00:13. Заголовок: Когда сидишь в зале,..
Когда сидишь в зале, то раверберация, звуки, шумы приходят с разных сторон, и слуховой аппарат их легко и привычно фильтрует. Если в те-же места, где расположены уши, поставить мокрофоны и записать, то на стерео получится полная каша. Другое дело -- в уши воткнуть миниатюрные микрофоны и записать, тогда при воспроизведении через наушники (и только через наушники) можно получить эффект присутствия в зале. Я уже бросал здесь ссылку на "виртуальную парикмахерскую", с примером.
Отправлено: 16.10.09 12:24. Заголовок: Верно говорите. Кто ..
Верно говорите. Кто поёт и врёт всю жизнь, тот и на стройке накосячит, а людям жить потом в таком доме.... Но куда-то их ведь можно приспособить, как в том ответе маленькой девочки на вопрос какая от тебя польза:" а я- бабушке хорошо кушаю!"
Пост N: 457
Зарегистрирован: 06.02.06
Откуда: RUSSIA, Moskow
Рейтинг:
3
Отправлено: 30.12.09 05:59. Заголовок: Denn Выходник - TW6..
Denn
цитата:
Выходник - TW6SE компании АудиоИнструмент, силовик от 15-ваттного лампового гитарного комбика (PP на двух EL84) компании Yerasov
впервые слышу что Глазунов мотает для гитар. Может упроценной уонструкции Но по маркировке это то самое. Тожет люблю таките покупать, подумалось может для гитар есть "облегченный" вавирант? Но с другой сторогны при обоюдонои непротитвлении сторон всегда может появиться такая облегченная партия.
Отправлено: 16.01.10 05:10. Заголовок: Denn Респект,красив..
Denn Респект,красиво смотрится!
Маленький совет-"хорошей плёнкой",на самом деле,шунтируются не электролиты,а точки схемы,между которыми надо уменьшить сопротивление по переменному току. Поэтому их лучше припаивать именно к этим "точкам схемы". Иначе индуктивность соединительных проводов "съест всю их хорошесть". :)
Пост N: 11
Зарегистрирован: 12.08.08
Откуда: Чебоксары
Рейтинг:
1
Отправлено: 21.01.10 02:43. Заголовок: мастер пишет: Однот..
мастер пишет:
цитата:
Однотактник на 6Ф3П-путёвка в жизнь? Начните делать другой усилитель.
хм... насколько я понимаю, Denn далеко не новичёк в ламповом звуке. Всё же носит звание "гуру" на Gtlab'е... Хоть и гитарные, но ламповые усилители он делает давно. Кстати, о качестве сборки. Тусуясь и на "хай-файных", и на "гитарных" форумах заметил, что "гитарщики" собирают свои конструкции намного акуратнее и красивее (да и, наверняка, грамотнее, ибо хайгейн ошибок не прощает )...
Все даты в формате GMT
8 час. Хитов сегодня: 1126
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет