Решил поделиться, ибо чем взрослее становишься, тем реже чему-то удивляешься, а тут не просто удивление, а шок!
Много читал на тему ламповых усилителей мощности (УМ), иногда заносило почитать про Hi-End. С одной стороны читал и улыбался, т.к. взрослые дяди писали про явные чудеса, с другой стороны вскармливал червя сомнения - а вдруг там действительно волшебство о котором все говорят?
Захотелось убедиться лично. Для этого решил собрать что-нибудь несложное. Выбор пал на схему на двух триод-пентодах 6Ф3П -
http://www.audioinstr.h1.ru/cxemy/6f3p.htm . Только вместо советских ламп смог достать аналоги - 6BM8EH (создавал тут тему).
Из-за хронической нехватки времени проект был отложен примерно на целый год, а точнее чего-то делалось, но в режиме долгостроя. И вот один канал усилителя (моноблок) готов:
В схемотехнику по приведённой выше ссылке были внесены некоторые небольшие (но, ИМХО, существенные!) изменения: фильтр анодки сделан по двух-ступенчатой схеме без дросселя, в выпрямителе использованы задемпфированные ультра-фаст диоды UF4004 вместо простых фастов FR507, увеличены номиналы фильтрующих "банок", которые зашунтированы хорошей плёнкой, также увеличены номиналы разделительного и катодного конденсаторов для расширения полосы пропускания в области НЧ. Схема дополнена индикатором уровня выходного сигнала на гламурной лампе 6Е1П Ну и
Hard P2P монтаж для уменьшения паразитных индуктивностей и ёмкостей. Соединение деталей участвующих в звуковом тракте посредством скрутки (непосредственный контакт), припой исключительно для фиксации. Практически Hi-End технологии :)
Сборка сборкой, но самое главное - это звучание. Вот тут-то и случился со мною
шок.
Настоящий шок! Итак, источник сигнала - CD-плеер Denon DCD-325, АС - пассивный студийный монитор TANNOY PBM6.5 (50 Вт, 86 Дб, 6 Ом). Первым поставленным CD была запись вьетнамского джазового бэнда (на обложке диска пометка Audiophile CD). Самое первое, что бросилось в глаза - звук идёт не из колонки, а как бы музыкант находится прямо в комнате, перед тобой! Причём совершенно чётко представляешь, что инструмент имеет какой-то размер, объём, конструкцию, отчётливо слышно как резонирует его корпус. Напомню, что у меня пока собран только один моноблок, т.е. я слушаю в моно! ВЧ и НЧ не больше и не меньше, чем в транзисторных усилках слышенных мною ранее, но они какие-то другие, они настоящие, как в жизни... инструменты через ламповый SE звучат настолько естественно, что когда родственники заглянули ко мне из другой комнаты, то они искренне удивились, что это не я играю на гитаре! Про СЧ вообще отдельная песня. Гитары, дудки, вокал - они звучат "прямо вот тут перед тобой", это действительно какое-то волшебство. Контрабас - он не ухает по низам как обычно (через каменный усь), а играет напористо и упруго, и тоже "прямо вот тут", со всеми скрипами, шарканьями, вздохами музыканта. Ощущение непередаваемое, как-будто ты сидишь среди музыкантов на сцене или на идеальной реп-точке, где всех слышно и никто никого не "забивает". Повторюсь, звук идёт не из дырки в колонке, а он как-бы есть в комнате, не хватает только стереокартины для чёткой локализации в пространстве. Я переслушал кучу CD, все звучат очень по-разному, но ни разу мне не захотелось покрутить эквалайзер, которого в тракте нету. В общем, в совершенно явном виде я услышал то, о чём пишут дяди-маньяки на аудиофильских форумах и просто фанаты ламповых усилков. Возможно я не слышал очень хороших каменных УМ, хотя слушать просто хорошие транзисторные усилители доводилось не раз. В т.ч. имею собственный "референсный" УМ, переделанный на true Hi-End лад из совкового "топа" - 100-ваттного "Корвета" нулевого класса, который был порван на раз в клочья этой 5-ваттной ламповой малюткой по всем статьям, кроме разве что мощности .
Ещё интересное наблюдение. Когда играет каменный УМ, то из другой комнаты это чётко слышно, что играет усилитель, а не живой инструмент. И при уходе в другую комнату чувствуется как резко меняется АЧХ - практически остаются одни ухающие низы. С ламповым УМ всё совсем иначе - гитара остаётся гитарой, т.е. совершенно читаемой, даже если уйти через корридор на кухню! Инструмент слышно чётко, он "прорезает" всё это пространство. Как и почему, пока для меня загадка, но разница с каменным УМ впечатляющая.
Потом сделаю фото работающего усилка в темноте, т.к. работа индикатора 6Е1П вкупе со светодиодной подсветкой ламп - это отдельная эмоциональная история, на которую можно смотреть вечно (как на огонь и работающую женщину :)).
В общем, как говорится, я в клубе ламповых маньяков :)