On-line: bataev-boris, гостей 6. Всего: 7 [подробнее..]
АвторСообщение
постоянный участник


Пост N: 173
Зарегистрирован: 01.04.07
Откуда: Россия, Иркутск
Рейтинг: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.05.12 10:20. Заголовок: Химические технологии в радиолюбительской практике.


В этой теме предлагаю делиться опытом и технологиями химической, электрохимической обработки, применимой в радиолюбительской практике. (Если вы не уверенны в своих силах, не пробуйте повторять то, что будет написано в этой теме. Работа с реактивами требует элементарной осторожности, внимательности, знания ТБ и здравомыслия).
Уже давно для покрытия своих печатных плат вместо сплава вудда или розе я использую химическое оловянирование. Эта технология позволяет легко и быстро получить гладкое качественное покрытие оловом. Электролит можно использовать в течение нескольких месяцев.
Важную роль во всех химических процессах подобного рода играет подготовка поверхности металла.
Для обезжиривания меди, понадобится: (концентрация указана из расчета грамм на литр воды)
Едкий натр — 35;
кальцинированная сода — 60,
любое синтетическое моющее средство — 5. (лучше использовать тринатрийфосфат)
Температура раствора — 60...70°С, время обработки — 10...20 мин.

Или следующий состав:

Едкий натр (калий) — 75,
жидкое стекло — 20.
Температура раствора — 80...90°С, время обработки — 10...20 мин.
Инвентарь:
Перчатки резиновые. Пластиковая ложка или стеклянная палочка для перемешивания раствора.
Стеклянная или эмалированная тара, в которой будет происходить обезжиривание.
Электроплита.

Растворить едкий натр и кальцинированную соду в 0.5л не горячей воды (при растворении выделяется газ, которым лучше не дышать), добавить жидкое стекло и моющее средство, затем долить оставшиеся 0.5л воды. Раствор нагреть в стеклянной или эмалированной посуде и положить туда плату. Раствор хранится очень долго и может быть использован многократно. При работе не выделяется никаких вредных или неприятных газов.
После, промываю плату, и её необходимо декапировать (если честно, то я не декапирую) Делают это в растворе серной кислоты 5мл на литр (вливать кислоту в воду!) в течении 1-2 минут.
Плата готова к оловянированию.
Существует множество способов лужения. Я использую химическое лужение. Привожу состав электролита, который позволяет осадить мелкокристаллическое, гладкое, полублестящее покрытие из чистого олова. В промышленности применяются электролиты, легированные висмутом, кадмием или серебром, это позволяет получить специальные эксплуатационные характеристики, однако в наших условиях (легкие условия эксплуатации) это не критично, ведь не космические корабли собираем. 3 года назад я освоил эту технологию и ещё ни одна плата из строя не вышла. Так же по технологии положено оплавлять полученные покрытия в печах при температуре близкой к 280 град, это позволяет улучшить частотные характеристики печатных проводников и опять же улучшает эксплуатационные свойства . Я этого не делаю за неимением термостатированной печки. И так:

Состав:
Хлорид олова(II) 10-20г\л
Соляная кислота 15-17 мл\л
Тиомочевина 80-90 г\л
Вода дистиллированная 1 литр
В целях экономии реактивов, для небольших плат, я никогда не делаю литр электролита, а пересчитываю на 200-300 грамм.
Порядок приготовления:
В определённое количество воды влить соляную кислоту, после чего растворить в ней хлорид олова и после добавить тиомочевину. Растворение можно вести в разогретой до 50-70 градусов воде. После полного растворения реактивов, раствор желательно фильтровать через фильтровальную бумагу, но в принципе можно дать раствору отстояться несколько часов и слить с осадка (в зависимости от чистоты компонентов и свежести хлорида олова осадка может и не быть. Отсутствие осадка нормально)
Порядок оловянирования:
Сразу после обезжиривания и декапирования промытую плату полностью погружаем в разогретый до 70 - 80 градусов (не кипятить) раствор оловянирования, и тут же видим результат. 2-3 минуты вполне достаточно. Достаём плату, внимательно осматриваем, под струёй воды, не касаясь пальцами, промываем плату кусочком обезжиренного чистого войлока, после чего погружаем обратно в раствор оловянирования, на минуту не, больше. Процедура промывки необходима дабы выявить места, где олово непрочно пристало к меди. Обычно таких нет… но проверить надо делаем ведь для себя  Промыть, просушить, полюбоваться на дело рук своих… К распайке платы лучше приступить вскоре после оловянирования, так лучше паяется. Если же прошел длительный срок то можно подогреть плату феном и натереть её тряпицей смоченной в растворе оловянирования ,или же подогреть раствор и секунд на 30 погрузить туда плату целиком. В процессе работы из раствора испаряется вода, поэтому воду необходимо доливать до необходимого уровня.
На последок. Приступая к выполнению всех операций, проследите, чтобы всё было под рукой. Стеклянная тара нужных объемов, электроплитка, реактивы. К началу оловянирования все составы уже должны быть подготовлены так, чтобы вам осталось только перенести плату из одного раствора в другой. Все реактивы, за исключением соляной кислоты, не являются прекурсорами и свободно продаются физическим лицам в любом хим. маге, а в любом крупном городе или областном центре он непременно есть. И ещё… как отмерить вес реактивов не имея весов? В грубом приближении достаточно легко… Соорудите из чего угодно (из проволоки подвешенной за центр) «безмен», противовесами послужат монетки.
1коп. = 1.42гр.
5коп. = 2.60гр.
10коп. = 1.93гр.
50коп. = 2.88гр.
2руб. = 5.17гр.
10руб. = 5.63гр. (это которые без ободка)

Если тема интересна, то следующей, будет статья, о химическом серебрении.

С уважением, Евгений Гурков.
Ищу ИН-18, Панельки под 4П1Л
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 8 [только новые]





Пост N: 2287
Зарегистрирован: 19.04.07
Откуда: Россия, СПб
Рейтинг: 14
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.05.12 02:39. Заголовок: У нас в СПб масса ко..


У нас в СПб масса контор, железные конструкции делают. Листы режут лазером, гнут, порошкуют. Даже гравировка есть. Например, http://www.bclr.ru
Вот гальваники нет. Авто - пожалуйста, хром там и тд.
Интересно анодирование, цинкование или ещё что.
Поделитесь опытом.
Всё. Шасси, кожуха, корпуса. Дальше шпоном оклеил и лучше, чем в Италии. Мазератти отдыхает.
С ув.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 174
Зарегистрирован: 01.04.07
Откуда: Россия, Иркутск
Рейтинг: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.05.12 15:10. Заголовок: Везёт... в нашей дер..


Везёт... в нашей деревне такой роскоши нет...
С цинкованием и анодированием увы знаком мало...

С уважением, Евгений Гурков.
Ищу ИН-18, Панельки под 4П1Л
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 175
Зарегистрирован: 01.04.07
Откуда: Россия, Иркутск
Рейтинг: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.05.12 18:26. Заголовок: Наблюдение: для проя..




С уважением, Евгений Гурков.
Ищу ИН-18, Панельки под 4П1Л
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 598
Зарегистрирован: 06.04.15
Откуда: Новосибирск
Рейтинг: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.04.16 18:35. Заголовок: У кого было "5&#..


У кого было "5"по химии? Отзовитесь...
Задача - пропитать транс лаком в домашних условиях в целях гидроизоляции.
Лак "Паркетный для внутренних работ ПФ-231"
Состав: Алкидная смола, уайт-спирит, сиккатив, антиоксидант, пеногаситель.
использовал раньше только по дереву. Похож по свойствам на советский "масляный", как его называли лак. Первый слой сохнет очень долго, даже на дереве. Последующие слои - меньше суток.
Вопрос: можно в таком искупать трансформаторы без вреда обмоткам?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 18
Зарегистрирован: 23.01.11
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.04.16 21:36. Заголовок: Ну, у меня было «5» ..


Ну, у меня было «5» по химии…
Я хотя я не представитель избранного народа, но позвольте задать вопрос на вопрос. Почему для пропитки выбрали именно паркетный лак? Те добавки, которые входят в состав лака конечно же увеличивают электропроводность, хотя после полного отверждения лака ничего экстремального произойти не должно… но зачем гадать? Ведь для пропитки тр-ров существуют специально предназначенные для этого лаки, кроме того в заводских условиях обеспечивают полное заполнение всех пустот внутри (вакуум и т.п.), а в домашних условиях это сделать довольно трудно. А почему бы не использовать давно проверенный состав парафин-воск (50:50).
Если у Вас транс-р силовой, то достаточно окунуть катушку тр-ра (можно даже собранного) в расплавленную парафино-восковую смесь так, чтобы наружная бумажная оболочка катушки транса пропиталась этой смесью, а также смесь должна закрыть все открытые места, куда может проникнуть влага. Можно потом дополнительно залить незакрытые места или закапать воском из свечи. Я так делал со всеми изготовленными силовыми тр-рами, работают без нареканий. Выходные, правда один только раз пропитал (бифилярник) из-за возможности пробоя, а так – нежелательно, из-за появляющейся «мути» в звучании. Хотя некоторые аксакалы советуют всё-же и выходники пропитывать.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 599
Зарегистрирован: 06.04.15
Откуда: Новосибирск
Рейтинг: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.04.16 00:21. Заголовок: У меня как раз выход..


У меня как раз выходники, переделанные как раз из-за пробоя. Пробой был межвитковый на первичке в слое близком к сердечнику. Теперь на воду дую...
Про специальные лаки всё знаю, которые продают бочками по 50 л. Но на бочку денег не хватает .

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 20
Зарегистрирован: 23.01.11
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.04.16 21:27. Заголовок: Мой первый выходник ..


Мой первый выходник тоже совсем недавно попал в аварию. Пробило между первичкой и вторичкой, причём посредине обмотки. А по статистике пробивает ближе к краям, там где витки могли бы провалиться. Причина банальная - очень тонкий слой межсекционной прокладки. Но лет 15 назад я ещё мало что знал об этих нюансах... Перемотал как положено - межсекционную потолще, с фторопластовой пленкой посредине.
Часто мотал толстым б/у проводом, который приходилось предварительно выравнивать. Сами понимаете - трещины в изоляции в таком случае неизбежны. Промазывал несколько раз уже намотанный слой клеем БФ, давал высохнуть и двигался дальше. Но это в силовиках, накальные обмотки. Работают пока, и не жужжат...
А по поводу бочки - тут надобно применить военную хитрость. Придется Вам любым доступным методом втереться в доверие к работникам, имеющим контакт с товаром. Это могут быть грузчики, водители, но никак не менеджеры - эта категория будет только отказывать. Я как бывший работник склада могу сказать, что при большом обороте товара всегда неизбежны внештатные ситуации - падение товара, с последующей транспортировкой в новую тару, отпуск товара для проверки, на выставку и т.п. Вот тут где жидкое начинают разливать, должны появиться ваши новые "заинтересованные" знакомые

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 5
Зарегистрирован: 01.05.16
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.05.16 22:10. Заголовок: PAN пишет: Промазыв..


PAN пишет:
 цитата:
Промазывал несколько раз уже намотанный слой клеем БФ, давал высохнуть и двигался дальше. Но это в силовиках

А я в межкаскадниках и выходниках так делаю только в БФ-2 бакелитовый лак добавляю 50/50, а то сейчас такой БФ пошёл, светлый очень..

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  8 час. Хитов сегодня: 284
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет