1. Резистор д. б. привязан к минимальному напряжению, т. е. к общему проводу, как в статье,
для безопасности в первую очередь.
2. Есть 2 статьи от Ясного Сокола - теоретическая и практическая. Насколько я понял,
результаты приведены по прочтению части первой. Вот часть вторая
В наших изделиях мы всегда применяем БП с индуктивным входом фильтра, даже
для транзисторных схем.
При изготовлении дросселя для блока питания с индуктивным входом возникает
необходимость подборки необходимой толщины немагнитного зазора. Т.к. индуктивность
дросселя в достаточно большой степени зависит от приложенного напряжения и
протекающего тока, то крайне желательно настраивать дроссель в реальном БП.
Получившуюся индуктивность изготовленного дросселя можно контролировать по уровню
пульсаций, вычисленных по программе А.Соколова (http://shabad.ru/bp.rar). Но можно (и
лучше) контролировать по форме протекающего тока через выпрямитель. Т.к. мы
рекомендуем выбирать такую индуктивность дросселя, что б её хватало только для того,
чтобы удерживать выпрямитель открытым в течение рабочего периода.
Собираем такую схему:
где R1 - 0,1-1 Ом, L1 – дроссель, R2 необходимого сопротивления, рассчитанного по
формуле U пит/I min.
=====================================================================
Небольшое отступление.
Критерии выбора Imin таковы:
Если это выходной РР каскад, то Imin = Iпокоя – 10% (проценты на возможный разброс ламп
в плечах).
Если это выходной однотактный каскад, то минимальный ток у него может доходить до
нуля, а следовательно без дополнительного резистора, обеспечивающего слив тока, с таким
каскадом никакой дроссель удовлетворительно работать не сможет. Этот резистор и будет
задавать минимальный ток. Но обычно выходной и драйверный каскад питаются от одного
БП. Тогда, особенно в случае применения сильноточных ламп в драйвере, это значительно
облегчает ситуацию. В таком случае Imin = I покоя драйвера + I слива. Iслива здесь
определяется резистором слива, который всё равно необходим даже в трансформаторном
драйверном каскаде, т.к. в реальных условиях колебания тока там имеют место быть. Грубо
можно принять, что I слива = 0,5 х I покоя драйвера.
В общем желательно, чтобы через дроссель бежал максимально допустимый по
критериям выбора кенотрона ток. Тогда от дросселя требуется наименьшая индуктивность,
следовательно его можно намотать с наименьшим сопротивлением, что способствует
общему снижению сопротивления БП. О критериях снижения этого сопротивления мы
подробнее напишем позже. Но в стремлении снизить индуктивность и активное
сопротивление, не следует забывать о максимальной индукции дросселя (см статью
Александра Соколова
http://shabad.ru/bp.rar). Т.е. опять таки нарываемся на компромисс,
обойти который можно только в определённой степени, применяя низкоомные,
сильноточные лампы и большие (для некоторых – очень большие) сердечники.
===================================================================
И, подключив осциллограф к резистору R1, наблюдаем форму протекающего тока:
При избыточной индуктивности форма тока такова:
И напряжение на входе дросселя: (обратите внимание на «звон» в начале рабочего периода)
Для удаления этого звона перед дросселем ставят небольшую емкость с номиналом 0,1-0,68
мкФ. Но от величины и типа диэлектрика этой емкости очень сильно начинает зависеть
«звучание» усилителя. При увеличении номинала этой емкости субъективно
«увеличивается» бас, но середина начинает «зажиматься» и верх становится более
«грязным».
После установки конденсатора форма напряжения получается уже такой:
Если же индуктивность взять минимально возможной, то напряжение на входе дросселя
становится вот таким: (т.е. «звона» нет и без первой емкости)
Форма тока становится вот такой:
Однако, если перестараться, то индуктивности может оказаться мало и начнутся «разрывы»
тока (указано стрелкой). Эта индуктивность меньше предыдущей лишь на 5% или, что тоже
самое, при одинаковой индуктивности дросселя сопротивление нагрузки увеличено на 5% :
«НЭМ» Новосибирск, декабрь 2006г