On-line: Stan Marsh, Aleph, aleks8845, xmr5,гостей 23. Всего: 27 [подробнее..]
АвторСообщение



Пост N:17
Зарегистрирован:09.08.15
Рейтинг:0
ссылка на сообщение  Отправлено:04.10.18 05:39.Заголовок:Непрямоугольный ОЯ


Коротко: чтобы ОЯ не имел резких собственных резонансов, сильно окрашивающих звук, его следует сделать непрямоугольным.

Длинно:

ОЯ хорош тем, что используется не только переднее излучение динамика, но и тыловое. Оно переотражается, создавая естественное звучание.

Однако же прямоугольный ОЯ имеет собственные резонансы на длинах волн, соответствующих уравнению лямбда = 0.5 * х * n, где х - внутренний размер ОЯ по горизонтали или вертикали, n - любое целое число.

В результате ОЯ даёт резонансные призвуки на этих частотах, что загрязняет звук. Какие методы борьбы с этим явлением известны в интернет-пространстве? Перечислим их и раскритикуем:

1. Утолщение материала стенок ОЯ. Критика: Сами стенки перестают резонировать, но резонанс между ними никак не меняется.
2. Покрытие стенок заглушающим материалом. Критика: Акустическая система = музыкальный инструмент. Где вы видели музыкальный инструмент с корпусом, забитым туфтой? Скрипка? Гитара? Диджириду? Вся идея ОЯ в том, что уйти от позорной туфты и полезно использовать тыловое излучение - как делают все музыкальные инструменты. Мы не хотим погасить звуковые колебания в ОЯ. Мы хотим избавиться от резких резонансов. Туфта - не выход. Долой туфту.
3. Разная толщина либо линейные размеры стенок ОЯ. Критика: Полезно, ибо у стенок теперь разные резонансные частоты. Но не влияет на резонанс звуковой волны внутри ОЯ.
4. Отверстия или пропилы в стенах ОЯ по АМЛ. Критика: Помогают чуть приглушить совсем резкие резонансные выбросы, но только на относительно высокие частотах и только в небольшой степени. Не решение.

Моё решение: уйти от прямоугольности ОЯ, тем нарушив резонансность.

Наружный корпус ОЯ оставляю прямоугольным, внутри ставлю отражающие скошенные плоскости. Приведу пример. (Практика показывает, что картинки на форуме вскоре исчезают из-за неидеальностей хвостингов, поэтому ASCII-art)

0000000000
0000000x00
00000000x0
0000000000
0x00000000
00x0000000
000x000000
0000000000

Внизу слева и вверху справа под разными углами укреплены отражающие плоскости. Объём ОЯ уменьшился незначительно, зато видно, что стоячие волны практически исключены. ОЯ немного подзвучивает все частоты, не имея острых резонансов.

Интересна конструктивная критика, и интересна информация о предыдущих реализациях/обсуждениях этой идеи - идея вполне очевидная, так что таковые должны были быть... но мой интернет-поиск их не нашёл. Что скажете?

Сергей

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов -131 ,стр: 1 2 3 4 5 6 7 All [только новые]


постоянный участник


Пост N:17999
Зарегистрирован:04.04.09
Рейтинг:50
ссылка на сообщение  Отправлено:04.10.18 05:43.Заголовок:В нормальном ящике ..


В ОЯ нас интересует излучение тыльной стороны лишь на НЧ, а средина, порождаемая тыльной частью диффузора гонит пургу и вопли, к звуку мало относящуюся, посему биться за эту туфту в самом деле незачем .Тем более. математику тащить. Матрасик из синтепона убирает все вопли на раз не трогая басы. И стену за колонкой не придется матрасом накрывать.
Не спится же кому-то, столько мыслей- и в сторону от главного.

Страница Бокарёва
http://tubeaudio.ucoz.ru/index/stranica_aleksandra_bokarjova/0-51
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N:18
Зарегистрирован:09.08.15
Рейтинг:0
ссылка на сообщение  Отправлено:04.10.18 06:08.Заголовок:Бокарёв Александр пи..


Бокарёв Александр пишет:
 цитата:
В ОЯ нас интересует излучение тыльной стороны лишь на НЧ

Передо мной стоит ОЯ с вертикалью 68 см. Соответствует минимальной частоте резонанса несколько меньше 300 Гц.
 цитата:
средина, порождаемая тыльной частью диффузора гонит пургу и вопли, к звуку мало относящуюся, посему биться за эту туфту в самом деле незачем

Ээ. На средних в тыл идёт ровно то же, что и вперёд. Реверберирует от стен, даёт вклад в итоговое звучание (если за колонкой не занавеска). Вот высокие - поглощаются, да. Да и почти не излучаются в тыл.

Александр, я с большим уважением отношусь к тому, что Вы пишите. Не сочтите за флейм. Я правильно понимаю, что Вы не встречали в своей практике и не пробовали слушать непрямоугольный ОЯ? Звучание ощутимо меняется.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N:891
Зарегистрирован:19.07.11
Рейтинг:1
ссылка на сообщение  Отправлено:04.10.18 12:35.Заголовок:Совсем недавно делал..


Совсем недавно делал непрямоугольный ящик. Правда закрытый.
Ни одной параллельной стенки. Результат - испорченный материал на дрова.
Гудит он так же как и прямой, зато вид - отвратный.
andbeyond, обейте туфтой ящик и радуйтесь. Акустическое оформление не должно звучать ни разу, иначе это не АС, а гудящий гроб. Про отражения Вам Бокарёв уже написал.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N:18000
Зарегистрирован:04.04.09
Рейтинг:50
ссылка на сообщение  Отправлено:04.10.18 13:21.Заголовок:Открытый ящик в мо..


Открытый ящик в моём понимании -это панель с узкими бортиками. При этом нет нужды волноваться за резонансы двух узеньких дощечек, разнесенных по высоте на 68см. Другое дело, когда выставляют заднюю стенку у ЗЯ и считают это изделие открытым оформлением. тут уже резонансы плоскостей в полный рост, огребай по полной.
Не устану повторять, что весь этот аудиофильский бред улетучивается, когда начинаем видеть микрофоном, с чем воюем.
На данном этапе воюем со своими бурными фантазиями.
ПС. Не глушить в открытке средние с тыльной части, летящие в стену и порождающие хаос- это как нужно музыку любить.
ПС2. Открытую акустику неправильной формы могу представить в виде угловой конструкции с шириками на передней панели, с задачей развести оси излучения в стороны и уйти от интерференции. Но поглотитель внутри никто не отменял, и когда вижу открытую акустику , пустую внутри, слушать эту лажу нет желания.

Страница Бокарёва
http://tubeaudio.ucoz.ru/index/stranica_aleksandra_bokarjova/0-51
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N:400
Зарегистрирован:13.10.10
Откуда:Йошкар-Ола
Рейтинг:1
ссылка на сообщение  Отправлено:04.10.18 14:00.Заголовок:andbeyond пишет: Ак..


andbeyond пишет:
 цитата:
Акустическая система = музыкальный инструмент.

Отнюдь. У АС совершенно иные задачи. Музыкальный инструмент рождает музыку (разумеется музыкант с помощью музыкального инструмента). АС доносит до слушателя уже готовую.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N:18001
Зарегистрирован:04.04.09
Рейтинг:50
ссылка на сообщение  Отправлено:04.10.18 14:17.Заголовок:Есть и такая "..


Есть и такая "концепция" , что колонка должна бренчать всеми своими дощечками, создавая музыку и подпевая в лад динамикам. Только не факт, что так нужно делать.
Открытая с тыла панель нам интересна с точки зрения устранения ящичной компрессии и добавке отдачи внизу. А всякие призвуки с тыла на средине по-прежнему лишние и подлежат глушению.

Страница Бокарёва
http://tubeaudio.ucoz.ru/index/stranica_aleksandra_bokarjova/0-51
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N:119
Зарегистрирован:19.09.12
Рейтинг:0
ссылка на сообщение  Отправлено:04.10.18 17:49.Заголовок:serj,ваш опыт говори..


serj, ваш опыт говорит о том,что и прямоугольный корпус был у вас "кривой", с чего бы ему гудеть при правильном объёме? Разная геометрия корпуса, при одинаковом объёме, способна сильно повлиять на конечный результат. Неоднократно убеждался в этом на практике. Конечно, необходимо владение "пилой", наличие материалов и времени, готовность к частому посещению мусорки (выноси-заноси). Трудозатраты на изготовление неклассических корпусов могут быть на порядок больше, так что... .

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N:18005
Зарегистрирован:04.04.09
Рейтинг:50
ссылка на сообщение  Отправлено:04.10.18 18:19.Заголовок:Фокус ещё и в том, ч..


Фокус ещё и в том, что просто открытая панель, с короткими бортиками- это щит, а ящик с глубокими стенками это труба с набором резонансов. И чем мельче размеры ящика, тем выше по частоте эта пакость и тем слышнее её вклад в музыку.

Страница Бокарёва
http://tubeaudio.ucoz.ru/index/stranica_aleksandra_bokarjova/0-51
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N:7518
Зарегистрирован:21.05.07
Откуда:Иркутск
Рейтинг:25
ссылка на сообщение  Отправлено:04.10.18 20:59.Заголовок:В ОЯ не встречал, а ..


В ОЯ не встречал, а в ЗЯ часто используются подобные панели для переотражения.

Новый сайт http://tubeaudio.ucoz.ru/
Тел. в Иркутске: рабочий (3952) 23-52-54. моб 661-681. 8-90-25-661-681.
WhatsApp Viber 89647335850
sergeev158(собака)mail.ru Заменить (собака) на @
С уважением, Сергеев Сергей Евгеньевич.
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N:892
Зарегистрирован:19.07.11
Рейтинг:1
ссылка на сообщение  Отправлено:04.10.18 22:26.Заголовок:TOT Вы не поймали, а..


TOT, Вы не поймали, а уже ощипали.
Возьмите любой корпус без поглотителя и шумните в дырку для динамика.
Вот Вам и гул и отражения.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N:18009
Зарегистрирован:04.04.09
Рейтинг:50
ссылка на сообщение  Отправлено:04.10.18 22:41.Заголовок:я хлопаю в ладоши в..


я хлопаю в ладоши внутри ящика, ответом - БДЫМ!!!

Страница Бокарёва
http://tubeaudio.ucoz.ru/index/stranica_aleksandra_bokarjova/0-51
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N:19
Зарегистрирован:09.08.15
Рейтинг:0
ссылка на сообщение  Отправлено:05.10.18 15:25.Заголовок:Мейнстрим


Во некоторых репликах дело представляется так, будто ОЯ с звукопоглощающими материалами - мейнстрим, самоочевидность, а непрямоугольный ОЯ, использование реверберации тыловой полусферы, меры по уменьшению добротности внутренних резонансов и использование музыкальных свойств ящика ОЯ - странная и самоочевидно неправильная экзотика.

Я и рад был бы обнаружить, что мои взгляды экзотичны, но отметим, что бОльшая часть истории строительства ОЯ была именно в русле того подхода, которому я пытаюсь следовать.

Давайте посмотрим на ОЯ до современной эпохи - от начала времён до конца промышленного производства (1970е).

1. Звукопоглощающие материалы. Никогда не встречались. Часто была задняя стенка, но скорее для предотвращения доступа, чем из акустических соображений. В любом случае, даже если классифицировать заднюю стенку как ПАС, принимались меры, чтобы её акустическое сопротивление было небольшим, это в явном виде написано в тогдашних книгах, и материал выбирался не особенно поглощающий.
2. Непрямоугольность. В небольших ОЯ радиоприёмников непрямоугольность внутреннего объёма достигалась автоматически за счёт размещения там шасси с крупными выступающими деталями. У больших ОЯ-кабинетов часто были закруглённые панели. Встречались и ОЯ с панелями под углом (обычно боковыми).
3. Использование реверберации тыловой полусферы - всегда было стандартом. Вышеупомянутые меры по уменьшению действия задней стенки как ПАС были именно для этого.
4. Меры по уменьшению добротности внутренних резонансов - главную роль тут играла вышеупомянутая непрямоугольность, но дополнительно обычно были специальные отверстия в боковых стенках.
5. Использование музыкальных свойств ящика ОЯ - у АМЛ было замечательное исследование на эту тему. Замеченные им особенности конструкции ОЯ иначе истолковать невозможно.

А современная идея внутренне-прямоугольного ОЯ с звукопоглощающим покрытием - новое веяние. Из этого, конечно, не следует, что старый подход верен, а новый не верен. Но их как минимум стоит пробовать и сравнивать. Те старые ОЯ звучали на средних очень правильно.

Сергей

PS Глубина ОЯ у меня 21 см при ширине 45, так что всю дорогу речь идёт о неглубоких ОЯ. Не специфицировал это, поскольку считал стандартом

PSS Издать резкий короткий звук внутри корпуса и слушать, как он резонирует - конечно, так и проверяют/настраивают звучание ОЯ. Или на динамик подаётся короткий импульс.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N:895
Зарегистрирован:19.07.11
Рейтинг:1
ссылка на сообщение  Отправлено:05.10.18 16:57.Заголовок:Я считаю хорошим кор..


Я считаю хорошим корпусом - это когда гавкнул туда, а в ответ тишина.
Без поглотителя пока не удавалось так сделать.

andbeyond пишет:
 цитата:
Использование музыкальных свойств ящика

На это нужно жизнь потратить и быть как минимум Страдивари.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N:20
Зарегистрирован:09.08.15
Рейтинг:0
ссылка на сообщение  Отправлено:05.10.18 17:34.Заголовок:serj пишет: цитата..


serj пишет:
 цитата:

цитата:
Использование музыкальных свойств ящика

На это нужно жизнь потратить и быть как минимум Страдивари

Нам всё-таки нужно только чуть подзвучить музыку, а не с нуля её играть, да и дерево - от природы очень музыкальный материал, если ему не мешать. Поэтому программы из двух пунктов хватает для неплохого результата:
1. У всех дощечек - разные собственные резонансы (за счёт разных размеров, разной толщины или рёбер жесткости)
2. Внутренняя непрямоугольность корпуса

Но хотелось обсудить нюансы, вот только похоже знания утеряны. Анлантида скрылась в тумане

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N:120
Зарегистрирован:19.09.12
Рейтинг:0
ссылка на сообщение  Отправлено:05.10.18 21:15.Заголовок:"Разве можно уме..


"Разве можно умереть от голода в тундре?"- с удивлением спросил чукча геолога. Его-то знания говорят об обратном.

andbeyond, ОЯ - удел практиков, делайте свою акустику, результат может быть полярным, а вот знаний прибавится.

Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N:897
Зарегистрирован:19.07.11
Рейтинг:1
ссылка на сообщение  Отправлено:05.10.18 23:24.Заголовок:Я вот одного понять ..


Я вот одного понять не могу: "Зачем деревяшки заставлять играть?"
А динамик что в это время будет делать?
Или у Вас динамик какой то особенный с провалами на некоторых частотах и эти провалы
нужно компенсировать деревом? Упрощу вопрос. Зачем заставлять играть корпус, если этим
должен заниматься динамик?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N:3137
Зарегистрирован:19.02.06
Откуда:Россия
Рейтинг:9
ссылка на сообщение  Отправлено:06.10.18 00:28.Заголовок:Корпус пожёстче, а д..


Корпус пожёстче, а динамик просто разместить на передней панели т.о. , чтоб расстояние от его центра было бы разным до всех боковых стенок. Да... и Саша Бокарёв прав, ОЯ не должен быть глубоким.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N:18012
Зарегистрирован:04.04.09
Рейтинг:50
ссылка на сообщение  Отправлено:06.10.18 00:40.Заголовок:Помню, везли в маши..


Помню, везли в машине ночью из Таганрога в Ростов одну акустическую конструкцию, -открытую колонку на ширике, боковые стенки там сделали под углом к фронтальной, выглядело это жутко, вылитая крышка от гроба. Главное было не оборачиваться и не смотреть на это чудо акустики.

Кабы в комнате места поболе, сделал бы акустику в виде двояковыпуклой линзы . Параллельных поверхностей там немного в принципе.

Страница Бокарёва
http://tubeaudio.ucoz.ru/index/stranica_aleksandra_bokarjova/0-51
Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N:21
Зарегистрирован:09.08.15
Рейтинг:0
ссылка на сообщение  Отправлено:06.10.18 01:22.Заголовок:Бокарёв Александр пи..


Бокарёв Александр пишет:
 цитата:
Главное было не оборачиваться и не смотреть на это чудо акустики.

Это одна из причин, по которой сначала строю вполне прямоугольный корпус, а потом уже внутренними отражателями делаю непрямоугольность # : - ]
 цитата:
Кабы в комнате места поболе, сделал бы акустику в виде двояковыпуклой линзы . Параллельных поверхностей там немного в принципе.

Корпус от контрабаса просится на роль ОЯ...

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N:18013
Зарегистрирован:04.04.09
Рейтинг:50
ссылка на сообщение  Отправлено:06.10.18 02:11.Заголовок:andbeyond , кстати, ..


andbeyond , кстати, прекрасное решение: внутренние углы скосить вставками , убрав параллельность. Блеск.
Но наружные углы щита могут порождать дифракционные бяки. Их тоже желательно бы скруглить.
Поэтому я - за полусферу.

Страница Бокарёва
http://tubeaudio.ucoz.ru/index/stranica_aleksandra_bokarjova/0-51
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов -131 ,стр: 1 2 3 4 5 6 7 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
-участник сейчас на форуме
-участник вне форума
Все даты в формате GMT  8 час. Хитов сегодня: 2612
Права: смайлыда,картинкида,шрифтыда,голосованиянет
аватарыда,автозамена ссылоквкл,премодерацияоткл,правканет