On-line: гостей 4. Всего: 4 [подробнее..]
АвторСообщение





Пост N: 17
Зарегистрирован: 09.08.15
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.10.18 05:39. Заголовок: Непрямоугольный ОЯ


Коротко: чтобы ОЯ не имел резких собственных резонансов, сильно окрашивающих звук, его следует сделать непрямоугольным.

Длинно:

ОЯ хорош тем, что используется не только переднее излучение динамика, но и тыловое. Оно переотражается, создавая естественное звучание.

Однако же прямоугольный ОЯ имеет собственные резонансы на длинах волн, соответствующих уравнению лямбда = 0.5 * х * n, где х - внутренний размер ОЯ по горизонтали или вертикали, n - любое целое число.

В результате ОЯ даёт резонансные призвуки на этих частотах, что загрязняет звук. Какие методы борьбы с этим явлением известны в интернет-пространстве? Перечислим их и раскритикуем:

1. Утолщение материала стенок ОЯ. Критика: Сами стенки перестают резонировать, но резонанс между ними никак не меняется.
2. Покрытие стенок заглушающим материалом. Критика: Акустическая система = музыкальный инструмент. Где вы видели музыкальный инструмент с корпусом, забитым туфтой? Скрипка? Гитара? Диджириду? Вся идея ОЯ в том, что уйти от позорной туфты и полезно использовать тыловое излучение - как делают все музыкальные инструменты. Мы не хотим погасить звуковые колебания в ОЯ. Мы хотим избавиться от резких резонансов. Туфта - не выход. Долой туфту.
3. Разная толщина либо линейные размеры стенок ОЯ. Критика: Полезно, ибо у стенок теперь разные резонансные частоты. Но не влияет на резонанс звуковой волны внутри ОЯ.
4. Отверстия или пропилы в стенах ОЯ по АМЛ. Критика: Помогают чуть приглушить совсем резкие резонансные выбросы, но только на относительно высокие частотах и только в небольшой степени. Не решение.

Моё решение: уйти от прямоугольности ОЯ, тем нарушив резонансность.

Наружный корпус ОЯ оставляю прямоугольным, внутри ставлю отражающие скошенные плоскости. Приведу пример. (Практика показывает, что картинки на форуме вскоре исчезают из-за неидеальностей хвостингов, поэтому ASCII-art)

0000000000
0000000x00
00000000x0
0000000000
0x00000000
00x0000000
000x000000
0000000000

Внизу слева и вверху справа под разными углами укреплены отражающие плоскости. Объём ОЯ уменьшился незначительно, зато видно, что стоячие волны практически исключены. ОЯ немного подзвучивает все частоты, не имея острых резонансов.

Интересна конструктивная критика, и интересна информация о предыдущих реализациях/обсуждениях этой идеи - идея вполне очевидная, так что таковые должны были быть... но мой интернет-поиск их не нашёл. Что скажете?

Сергей

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 131 , стр: 1 2 3 4 5 6 7 All [только новые]


постоянный участник


Пост N: 1504
Зарегистрирован: 09.04.07
Откуда: Рязань
Рейтинг: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.10.18 04:31. Заголовок: andbeyond пишет: Я ..


andbeyond пишет:
 цитата:
Я видел Вашу реплику в прошлый раз и решил подождать с ответом в надежде, что ответит кто-нибудь ещё - и скажет что-нибудь интересное. Впрочем, пусть всё-таки отвечу не я, а А.М.Лихницкий,

Не нужен ответ кого-нибудь ещё, не нужен ответ Лихницкого. Вы можете своими словами ответить на вопросы? Я просто по физике пытаюсь представить как это происходит и не могу.
 цитата:
Нам всё-таки нужно только чуть подзвучить музыку, а не с нуля её играть, да и дерево - от природы очень музыкальный материал, если ему не мешать.

Как Вы себе представляете этот процесс?
Как дерево будет "помогать" воспроизведению полосы, к примеру 40-12000 гц?
Как разные резонансы дощечек монолитного корпуса, повлияют на звучание динамика, каким образом?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 18062
Зарегистрирован: 04.04.09
Рейтинг: 50
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.10.18 04:40. Заголовок: А я вспомнил себя ..


А я вспомнил себя , школьника, когда собрал колонку на базе 6ГД-6 и 3гд-31, был набор такой. И с умным видом пытался на слух улучшить звучание баса, вкладывая внутрь ящика куски поролона разной формы. Долго этим занимался, к несчастью, некому было подсказать, а статьи по акустике вызывали тихий ужас. До сих пор читаю их и ничего не понимаю.
Поэтому не удивляюсь этому потоку сознания выше, ну, не встретились автору этих простыней нормальные учебники по этой теме, отсюда свист ветра в пустыне.

Страница Бокарёва
http://tubeaudio.ucoz.ru/index/stranica_aleksandra_bokarjova/0-51
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 28
Зарегистрирован: 09.08.15
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.10.18 05:29. Заголовок: Flying Snow пишет: ..


Flying Snow пишет:
 цитата:
Как дерево будет "помогать" воспроизведению полосы, к примеру 40-12000 гц?
Как разные резонансы дощечек монолитного корпуса, повлияют на звучание динамика, каким образом?

Часть звуковой энергии динамика уходит вперёд (больше половины). Часть - назад. Из уходящей в тыловую полусферу волны часть падает на стены ОЯ и взаимодействует с ними. Если у ОЯ нет резонансов на частоте волны, то она частично отразится, частично поглотится. Если на частоте данной волны (или рядом) есть резонанс, то бОльшая часть волны не поглотится, а возбудит колебания в этом резонансе. Резонансы в ОЯ бывают двух видов: колебания стенок ОЯ (частоты зависят от материала стенок и способа крепления) и стоячие волны воздуха между стенками (частоты зависят от геометрии внутреннего пространства ОЯ, у прямоугольного корпуса это сильные резонансы). В дальнейшем это резонансное колебание будет постепенно излучаться в окружающее пространство, мы услышим этот призвук.

Есть три способа относиться к этим резонансам.

1. Популярный в современные времена, в том числе и на этом форуме. Долой все призвуки, долой резонансы, звучать должен только динамик, роль ОЯ - предотвратить акустическое короткое замыкание, звучать он не должен вообще. (Дай этим людям придумать скрипку, они у для неё корпус изготовят из бетона и заполнят туфтой, иронизирую я)

2. Максималистический. Подход Лихницкого (АМЛ) по ссылке выше. По его данным этот подход был основным в наиболее удачной технике 40х - времени, когда ламповая техника достигла наивысшего расцвета. Резонансы корпуса подбираются так, чтобы помочь динамику вытянуть низы. По данным АМЛ исследуемый им корпус приёмника имеет резонансы 63, 160, 192, 261, 283, 442, 487 Гц - т.е. заполнены все низы, кроме окрестностей собственного резонанса динамика (80 Гц). По приборам это резко улучшило частотную характеристику. На слух - резко улучшило не только количество, но и качество низких частот. См график в статье АМЛ.

3. Минимально-акустический. Тот, который я обозначил в стартовом посте. Разбиваем самые сильные резонансы, чтобы корпус не давал сильных призвуков. Но в остальном корпус не заглушаем, небольшая подзвучка от корпуса (через низкодобротные резонансы) - положительно должна сказаться на звуке.

Всё это должно работать на сотнях герц (в идеале и на десятках, но не очень понятно, как добиться настолько низких резонансов в корпусе меньше, чем несколько метров), может быть даже слегка между 1000 и 2000 Гц. На 12000 Гц уже ничего этого нет - только прямое излучение динамиков.

Аргументы против резонансов ОЯ:
1. Резонанс отдаёт энергию постепенно, т.е. это затянутое звучание, если музыкальный звук резко оборвался, то оно совершенно лишнее.
2. Основные эффекты на сотнях герц, а их отлично должен и сам динамик воспроизводить. Вот если бы корпус смог 40 герц нарезонировать... (Кстати. Длинная толстая доска, закреплённая вдоль стены, чтобы никому не мешать и не габаритить - не сможет ли отрезонировать 40 герц? Доску соединим с ОЯ перемычкой, которая и передаст на неё звуковые колебания?)
3. Если резонансы сильные, то слышны именно как призвуки корпуса, что плохо, а могут вообще в дребезжание перейти - т.е. с ними очень умело нужно работать, чтобы ерунды не получилось.

Всё это сильные аргументы, но если им слишком старательно следовать, можно добраться до идеи бетонной скрипки # : - ]

В общем реализовать максимальный подход номер 2 - не просто, хотя результат и может быть замечательным. А вот реализовать подход номер 3 несложно, и результат может зазвучать лучше, чем номер 1. Именно детали третьего подхода я хотел обсудить, но пока нет желающих. Ещё раз подчеркну, что резонансы корпуса призваны не только добавить амплитуду на своих частотах, но и качественно улучшить звучание (см. статью АМЛ).

Как-то так.

Сергей

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 29
Зарегистрирован: 09.08.15
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.10.18 05:41. Заголовок: Бокарёв Александр пи..


Бокарёв Александр пишет:
 цитата:
Поэтому не удивляюсь этому потоку сознания выше, ну, не встретились автору этих простыней нормальные учебники по этой теме, отсюда свист ветра в пустыне

Если это вдруг мне адресовано, то напишите, пожалуйста, где я противоречу учебникам по акустике или пишу что-либо, что с точки зрения этих учебников неважно. Ещё раз: основная тема, которую я поднимаю - это наличие сильных резонансов, обусловленных прямоугольной геометрией ОЯ, и полезность их разбития. Это абсолютно базовая акустика. Теоретически очевидная, на слух ушеслышная.

И продолжаем ожидать ответа почему до 90х ОЯ никогда не глушили звукопоглотителями, а сейчас это вдруг считается необходимым. (Максимум - изредка были ПАС, но их делали из умеренно-поглощающего материала, хотя ничто не мешало их покрыть поглотителем).

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 7520
Зарегистрирован: 21.05.07
Откуда: Иркутск
Рейтинг: 25
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.10.18 08:13. Заголовок: Не надо сравнивать А..


Не надо сравнивать АС и скрипку.
Корпус скрипки резонирует для того, чтобы донести излучение до наших ушей.
В своей полосе .
Но заставьте скрипку играть бас.
А ведь есть электро скрипки без корпуса.
Палка со струнами.

АС должна в идеале передать точно записанный сигнал.
Во всей звуковой полосе.
И где тут место резонансам корпуса? Которые добавят своё.
Может быть даже и благозвучное. Но этого нет в записи.

andbeyond пишет:
 цитата:
основная тема, которую я поднимаю - это наличие сильных резонансов, обусловленных прямоугольной геометрией ОЯ, и полезность их разбития.

Тут с Вами согласен. Резонансы желательно разбить.
А еще лучше - уничтожить (заглушить).
А разбить для того, чтобы они стали незаметны.

Новый сайт http://tubeaudio.ucoz.ru/
Тел. в Иркутске: рабочий (3952) 23-52-54. моб 661-681. 8-90-25-661-681.
WhatsApp Viber 89647335850
sergeev158(собака)mail.ru Заменить (собака) на @
С уважением, Сергеев Сергей Евгеньевич.
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 1917
Зарегистрирован: 30.09.13
Откуда: Иркустк
Рейтинг: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.10.18 08:41. Заголовок: BETEP пишет: АЧХ пр..


В неглубоком оя нет ни каких сильных резонансов...

BETEP пишет:
 цитата:
АЧХ при минимальной коррекции - линейка

Чем корректировать будете?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 901
Зарегистрирован: 19.07.11
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.10.18 12:43. Заголовок: andbeyond постройте ..


andbeyond, постройте свою гуделку, послушайте.
Обязательно сравнивайте с негудящей АС. Потом напишите отзыв.
Уверен, что когда Вы будете писать отзыв, коробок Ваш будет уже на мусорке.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 18065
Зарегистрирован: 04.04.09
Рейтинг: 50
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.10.18 13:03. Заголовок: Мне эта тема навеяла..


Мне эта тема навеяла старый анекдот про Брежнева, который в Кремле принял английского посла ... за французского и провел с ним. продолжительную беседу.
Говоря про открытую акустику я ни разу не имел в виду ящик от приемника , орущий мешок с резонансами. Совсем наоборот, отговариваю делать глубокие бортики во избежание огрести переотражений от них. Равно как все мои советы глушить кричалку позади динамика вызывают вопли про полезность этих отраженных от стены звуков, да ещё усиленных какими-то таинственными резонаторами .
К теме высокого качества звучания эти ящики от приемника и формулы Лихницкого -никаким боком вообще.
Умолкаю, ноль смысла спорить с перпендикулярно мыслящим собеседником.

Страница Бокарёва
http://tubeaudio.ucoz.ru/index/stranica_aleksandra_bokarjova/0-51
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 1918
Зарегистрирован: 30.09.13
Откуда: Иркустк
Рейтинг: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.10.18 13:13. Заголовок: Да и отражения от ст..


Да и отражения от стен , это рассеянный, ослабленный звук ниже основного сигнала по уровню и поэтому его не особо то и слышно...концентрированные звуки зя в диапазоне 200-500 герц гораздо сильнее слышно. С ватой меньше , но нижний срез в топку...

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 18066
Зарегистрирован: 04.04.09
Рейтинг: 50
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.10.18 13:36. Заголовок: Все случаи неважног..


Все случаи неважного звучания открытых колонок у знакомых - одинаковы: у самой стены стоят щиты , без подглушки, стена -голая, выдвинуть колоки вперед - нельзя, иначе будут мешать ходить мимо . Вопрос: фига было затевать тему? Тем более, звать на помощь, когда все случилось и все утонули.
Щитоводы хреновы.

Страница Бокарёва
http://tubeaudio.ucoz.ru/index/stranica_aleksandra_bokarjova/0-51
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 344
Зарегистрирован: 11.06.09
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.10.18 16:59. Заголовок: andbeyond пишет: де..


andbeyond пишет:
 цитата:
детали третьего подхода я хотел обсудить, но пока нет желающих.

Сергей, можно не только обсудить, но и проверить. как раз у моего товарища есть нечто пригодное для этого случая. https://drive.google.com/open?id=1Ziuvuc6ZORvL8hfueHklhIBNp0goKk3s остаётся уточнить как установить и под каким углом и как сравнить было/стало ?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 3148
Зарегистрирован: 19.02.06
Откуда: Россия
Рейтинг: 9
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.10.18 17:17. Заголовок: Бокарёв Александр пи..


Бокарёв Александр пишет:
 цитата:
Щитоводы хреновы.

Саша, с тобой не поспоришь. Прям по темечку тукнул. Да... Тут путь один. Хочешь слушать опенбаффлы - занимайся комнатой. У голой стены в тесной комнате не поют... А резонансы самого ОЯ - это проблема надуманная. Главное, чтоб с тыла от динамика поменьше в уши прилетало или чтоб если уж прилетало, то с задержкой подольше.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 18070
Зарегистрирован: 04.04.09
Рейтинг: 50
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.10.18 18:54. Заголовок: Дима, ну как тут не..


Дима, ну как тут не вспомнить нашего сочинца, у него щиты вообще на стене висят, хотя и под углом.
И бьётся бедный наш PP с этим недоразумением не один год. И края не видно.

Страница Бокарёва
http://tubeaudio.ucoz.ru/index/stranica_aleksandra_bokarjova/0-51
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 645
Зарегистрирован: 29.02.12
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.10.18 19:16. Заголовок: Ogust пишет: Чем ко..


Ogust пишет:
 цитата:
Чем корректировать будете?

Первого порядка будет достаточно.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 1919
Зарегистрирован: 30.09.13
Откуда: Иркустк
Рейтинг: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.10.18 20:00. Заголовок: Шо то дорохо.. :sm12..


Шо то дорохо..

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 3149
Зарегистрирован: 19.02.06
Откуда: Россия
Рейтинг: 9
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.10.18 20:29. Заголовок: Бокарёв Александр пи..


Бокарёв Александр пишет:
 цитата:
Дима, ну как тут не вспомнить нашего сочинца, у него щиты вообще на стене висят, хотя и под углом.
И бьётся бедный наш PP с этим недоразумением не один год. И края не видно.

Саша, ну у Петра там просто тупик. Пока акустику нормальную не сделает, вся его возня с усилителями бесперспективна.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 430
Зарегистрирован: 01.02.10
Откуда: Россия, Свердловская область
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.10.18 21:53. Заголовок: А я читаю и удивляюс..


А я читаю и удивляюсь...сколько откликов в сердцах находит пустопорожние прожекты. Раньше смотрел на отлично выполненные акустические системы Дмитрия. Красиво, безупречно внешне, четко и подробно выданы все характеристики...Все посмотрели, ага, ага, неплохо-неплохо, и все. Но это реальная конструкция, человек сделал. Не писал о своих фантазиях, а взял и сделал. У Александра Сергеевича подробно о замерах, о технология. Тоже как само собой разумеющееся. А тут....одни слова. О чем говорить...пока тут пишете, давно бы выпилили попробовали да и все.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 902
Зарегистрирован: 19.07.11
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.10.18 23:26. Заголовок: SS.Rusakov пишет: д..


SS.Rusakov пишет:
 цитата:
давно бы выпилили, попробовали, да и всё.

Вот и я про то же.
Пилите, дорогой Вы наш "Гварнери Страдивайревич".

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 30
Зарегистрирован: 09.08.15
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.10.18 00:16. Заголовок: Комелев Константин п..


Комелев Константин пишет:
 цитата:
Сергей, можно не только обсудить, но и проверить. как раз у моего товарища есть нечто пригодное для этого случая. https://drive.google.com/open?id=1Ziuvuc6ZORvL8hfueHklhIBNp0goKk3s остаётся уточнить как установить и под каким углом и как сравнить было/стало ?

О, здОрово! Давайте начнём эксперименты.

Ориентировочный размер и начальное положение отражателей (попробую улучшить ASCII-арт):
=========++====
===========++==
=============++
===============
===============
===============
+==============
=+=============
==+============
===+===========
====+==========
За счёт размещения в противоположных углах параллельных участков плоскостей практически не остаётся. Для начала можно установить одну доску-отражатель и подвигать, послушать, каждый раз временно закрепляя хорошим скотчем. Потом две доски. (Возможно, верхней доске полезен хотя бы один шуруп, чтобы не разгромила всё падением). Точные положения нужно подбирать экспериментально. С точки зрения теории все положения, при которых нет одинаковых углов и параллельных плоскостей, одинаково хороши. Ещё попробуем ставить доску с небольшим наклоном наружу (или внутрь, чтобы проверить все варианты).

Способы сравнивать, что получилось.
1. Слегка стукнуть изнутри по корпусу киянкой (или молотком, завёрнутым в полотенце и т.п.), сразу после этого включить микрофон и записать звук резонирующего корпуса. Либо подать на динамик резкий короткий импульс и записать звук резонирующего корпуса. Запить прогнать сквозь спектр-анализатор. Ожидаем, что "было" == несколько сильных резонансов, "стало" == отсутствие резких резонансов.
2. Послушать (ушами или программой, фиксирующей частоту и амплитуду) звук медленно меняющейся частоты. Ожидаем: "было" == некоторые частоты громче, подчёркнуты резонансами корпуса, "стало" == эти частоты перестали выделяться. Хорошо, если звук на каждой частоте будет резко обрываться, а не медленно спадать. После того, как звук резко оборвался, чётко слышно отзвук возбуждённого им резонанса, если он есть.
3. Слушать музыку

В идеале последовательно 1, потом 2, потом 3, но можно сразу начать с пункта 3 - всё в зависимости от наличия инструментария и личных предпочтений. Думаю сейчас слегка выпить чая и послушать разные положение одной доски, завтра продолжить. Потом отпишусь о впечатлениях.

Детали:
1. Слабозакреплённая доска нормально будет разбивать воздушные резонансы, но резонансы стенок ОЯ не тронет, при достаточно хорошей лабораторной технике это всё будет видно. Если окажется, что что-то полезно сделать с резонансами стенок, то это решается добавлением рёбер жесткости. Найдя хорошее положение доски, разбивающей воздушные резонансы, прикрутим её к корпусу, она изменит резонансы стенок, потом уже можно будет на них смотреть.
2. У ОЯ на фото сбоку внизу антирезонансные жабры. Соответственно лучше поменять отражательные доски местами вот так, чтобы они не загораживали жабры:
==========+====
===========+===
============+==
=============+=
==============+
===============
===============
===============
++=============
==++===========
====++=========

Сергей

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 18074
Зарегистрирован: 04.04.09
Рейтинг: 50
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.10.18 00:31. Заголовок: По поводу " Дав..


По поводу "Давайте начнем....." вспомнил, как студенты-философы в ответ на такое же предложение своего молодого преподавателя ответили мрачно:
"А давайте - не давайте!? "

Страница Бокарёва
http://tubeaudio.ucoz.ru/index/stranica_aleksandra_bokarjova/0-51
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 131 , стр: 1 2 3 4 5 6 7 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  8 час. Хитов сегодня: 158
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет