Пост N: 80
Info: Начинающий
Зарегистрирован: 21.07.09
Откуда: Город на море
Рейтинг:
1
Отправлено: 19.04.17 03:17. Заголовок: Корректор на 12ж1л
Закончил на днях очередной корректор, в этот раз - на лампах 12ж1л. Скажу честно, был немало удивлён - эта лампочка, несмотря на свой неказистый вид и на свою непопулярность, извлекает просто волшебный звук. Я не мастер красочных описаний, но мне звучание этого корректора очень нравится. Схема с минимальными изменениями из книги А.С. Храмушина.
Пост N: 81
Info: Начинающий
Зарегистрирован: 21.07.09
Откуда: Город на море
Рейтинг:
1
Отправлено: 19.04.17 10:25. Заголовок: Корректор на 12ж1л
Сергей, экраны я спилил, оставил только донышко(его видно на снимке) с ключом и лампу туда вклеил на эпоксидке. Так вроде как то покрасивее будет. Лампа почти не греется, где то градусов 40-45, не больше. Посмотрю на шумы по приборам(на слух нет ничего), и, если надо будет, поставлю лампы в экранах. Вечером, после работы, сфотографирую монтаж.
Хорошая лампочка 12ж1л, тоже неоднократно слышал лестные отзывы о звучании этих ламп на входе корректора, есть такое мнение, что играет даже на уровне МЕ1400(моя любимица),... Надо бы где то разжиться этими лампочками и послушать самому...
Пост N: 1072
Зарегистрирован: 24.03.12
Откуда: Россия, 25 км от Е-бурга
Рейтинг:
0
Отправлено: 19.04.17 21:54. Заголовок: Для atlas Владимир,..
Для atlas Владимир, что бы я сделал: С5 не надо 1мкф, достаточно 0,1мкф. R8 поставил 500ком, тогда R6=56ком. А вот С8 - от 1,5мкф и выше. Ну, и на выход конечно 12п17л в триоде...
Пост N: 82
Info: Начинающий
Зарегистрирован: 21.07.09
Откуда: Город на море
Рейтинг:
1
Отправлено: 20.04.17 00:54. Заголовок: Корректор на 12ж1л
aur_100 пишет:
цитата:
что бы я сделал: С5 не надо 1мкф, достаточно 0,1мкф. R8 поставил 500ком, тогда R6=56ком. А вот С8 - от 1,5мкф и выше. Ну, и на выход конечно 12п17л в триоде...
Юрий, обязательно попробую. Только время выберу. А какие номиналы в обвязке 12п17л вы посоветуете?
Пост N: 85
Info: Начинающий
Зарегистрирован: 21.07.09
Откуда: Город на море
Рейтинг:
1
Отправлено: 20.04.17 03:31. Заголовок: Юрий, а что мне даст..
aur_100 Юрий, а что мне даст замена С5 на меньшую ёмкость? В плане звука?
Charm, у меня есть только 12П17Л и 4П1Л
Сфотографировал внутренности корректора
Корпус от какого-то ВЧ устройства, можно сказать - с мусорки.... Почистил, подпилил, зашпаклевал, покрасил.... Добавил реле для разрядки конденсаторов через резистор. В остальном - ничего лишнего. БП внешний, пока от другого корректора.
Пост N: 1073
Зарегистрирован: 24.03.12
Откуда: Россия, 25 км от Е-бурга
Рейтинг:
0
Отправлено: 20.04.17 11:45. Заголовок: Charm, зачем себе го..
Charm, зачем себе головная боль с накалом... Например, для 12п17л примерно Ra=10k, Rk=500, Ia=16mA, если БП позволяет, то можно Ra уменьшить до 5 кОм...
atlas, замена С5 совершенно не услышите при 0,1мкф, сюда хорошо поставить КБГ-И. Забыл еще, С5 лучше поставить в разрыв R7 и R8, чтобы С6 и С7 были под напряжением...
Юрий, а что мне даст замена С5 на меньшую ёмкость?
Я не Юрий, но встряну. :) Симулятор сейчас по оригинальной схеме показывает горб около +1,5 дБ на 20 Гц. Не знаю, какая у вас акустика, но усиливать рокот по-всякому не стОит.
aur_100 пишет:
цитата:
С5 лучше поставить в разрыв R7 и R8, чтобы С6 и С7 были под напряжением...
Присоединяюсь. АЧХ в пределах 1 дБ 20Гц~20кГц при С5 10 нФ и R8 680 кОм, остальные номиналы без изменений.
RedStar пишет:
цитата:
А в чем разница?
Как уже писАл Бокарёв Александр - "Постоянка дисциплинирует, стягивает обкладки, чтоб не телепались"
Корректор интересный получился, с хорошими параметрами, КНИ 0.03% на 1 кГц. Под нагрузкой до 50 кОм параметры практически не меняются, только размах выходного уменьшается на 1 дБ.
Пост N: 1076
Зарегистрирован: 24.03.12
Откуда: Россия, 25 км от Е-бурга
Рейтинг:
0
Отправлено: 20.04.17 20:52. Заголовок: Не указано мах Rc дл..
Не указано мах Rc для фиксир/автомата 12ж1л, остальное все есть. Spice модели не терплю... Да, 0,05 мкф спокойно можно ставить. Если не лофтин, ставлю КБГ-И 0,05-0,1 мкф, по НЧ 20Гц без завала.
Отправлено: 20.04.17 22:18. Заголовок: RedStar Если вы дей..
RedStar Если вы действительно хотите понять, попробую объяснить. При наличии постоянного напряжения на обкладках обмотки конденсатора прижимаются друг к другу, что обеспечивает стабильность его параметров независимо от переменного напряжения полезного сигнала, которое заведомо меньше поляризующего напряжения. А в случае, как в оригинальной схеме, постоянки на частотнозадающих конденсаторах С6, С7 практически нет, но есть переменная составляющая сигнала, что приводит к механическому колебанию обмоток пропорционально приложенному напряжению. Соответственно меняются параметры конденсатора, что не есть хорошо.
Тоже сделал на днях. http://shot.qip.ru/00TfOo-4ZU0L68EO/ За основу была взята вышеобозначенная схема. Сделал коррекцию в аноде. Накал - переменка, средняя точка накала - конденсаторами. Фона нет, микрофона нет. Как показалось, звук восхитителен, хорошая динамика, хороший бас. лампы б/у, новые на подходе. За такую стоимость ламп, считаю результат превосходный.
Средняя точка накала- конденсаторами. Фона нет, микрофона нет. Как показалось-звук восхитителен, хорошая динамика, хороший бас. Лампы б/у, новые на подходе. За такую стоимость ламп, считаю результат превосходный.
Коллега, поздравляю! Я тоже обратил внимание, что нет микрофонного эффекта, хоть молотком стучи. Может быть средняя точка-резисторами? Сегодня переделал в соответствии с рекомендациями в ветке, поставил на выходе 12П17Л. Ra=8.2k, Rк=470om. Ia~19mA. То, что хуже не стало, это точно, а скорее-лучше. Звук просто замечательный. Единственный маленький недостаток, как мне кажется - немного не хватает усиления для моего однотактника на ГУ50.
Пост N: 91
Зарегистрирован: 07.12.10
Откуда: Братск
Рейтинг:
0
Отправлено: 22.04.17 03:17. Заголовок: если с панельками бе..
если с панельками беда, то возможно пригодится такой вариант: из разьемов материнки добываем контакты, вставляем лампу в пустую октальную панель, наживляем контакты сквозь отверстия в панели на ноги 12ж1л. Ножки тонкие и контакты в виде длинных утиных клювов плотно садятся на них. в панельке они не фиксируются, но для ходового макета сгодится. http://shot.qip.ru/00TfOo-5ZU0L68ER/ http://shot.qip.ru/00TfOo-3ZU0L68EQ/ http://shot.qip.ru/00TfOo-2ZU0L68ES/
Пост N: 92
Зарегистрирован: 07.12.10
Откуда: Братск
Рейтинг:
0
Отправлено: 22.04.17 03:22. Заголовок: нет, конденсаторами,..
atlas пишет:
цитата:
Может быть средняя точка-резисторами?
нет, конденсаторами, уже третий так делаю, все хорошо, от выводов накала в общую точку. 12п17л не имею, завтра в Митино гляну. С усилением у меня проблем нет, хватает. 1такт 6ж11п+6п13с.
Пост N: 1080
Зарегистрирован: 24.03.12
Откуда: Россия, 25 км от Е-бурга
Рейтинг:
0
Отправлено: 22.04.17 12:57. Заголовок: По R8: по ТУ мах 500..
По R8: по ТУ мах 500к, я лично не пробовал больше, просто не надо было, но где-то прозвучало, вроде не любят... 6н8с, например, тоже по ТУ 500к, но я в корректорах ставлю спокойно 820к-910к, Iс практически нулевой, поэтому я бы попробовал тоже, хотя бы 680к, R6 уменьшить до 51-53к, подобрать по АЧХ.
Пост N: 88
Info: Начинающий
Зарегистрирован: 21.07.09
Откуда: Город на море
Рейтинг:
1
Отправлено: 22.04.17 13:58. Заголовок: Изменения такие: C5-..
Изменения такие: C5-0.068, R8-470k, R6-56k, R10-8.2k, 12Ж17Л в триоде. С5 перенёс между R7 и R8 по вашему совету. Напряжение питания просело до 285в....Соберу новый БП, помощнее...Может стоит приподнять анодное повыше?
Пост N: 1081
Зарегистрирован: 24.03.12
Откуда: Россия, 25 км от Е-бурга
Рейтинг:
0
Отправлено: 22.04.17 14:26. Заголовок: И ничего не потеряли..
И ничего не потеряли с уменьшением С5, ведь так... Если сил. трансформатор не перегружен, можно оставить 285в, можно R10 увеличить до 10к(и R9), уменьшив ток, анодное возрастет. А я попробовал бы R8=680-750к, по-моему, должно нормально быть...
Пост N: 89
Info: Начинающий
Зарегистрирован: 21.07.09
Откуда: Город на море
Рейтинг:
1
Отправлено: 22.04.17 19:06. Заголовок: Пока что остановился..
Пока что остановился, не стал ещё раз режимы менять. (только С8 на выходе вместо 2.2 мкф поставил ажцелых 10мкф. Других нет). Сделаю новый БП на 300v, а пока и так не придраться-поёт красиво!
Пост N: 255
Зарегистрирован: 01.02.10
Откуда: Россия, Свердловская область
Рейтинг:
0
Отправлено: 15.05.17 18:22. Заголовок: Очень любопытно попр..
Очень любопытно попробовать эти лампы (их есть у нас:- не далее как намедни разобрал на шасси очередного монстра из СССР: в котором много "консервов" с конденсаторами ССГ и упомянутыми лампами Шасси для очередной конструкции вызволено
В сухом остатке - и лампы на корректор и кондеры на коррекцию к нему.
Полистал немного книжку, нашёл про компенсацию одинаковыми каскадами - выходит, я свою схему правильно нарисовал - два одинаковых каскада, подряд - кто-нибудь сможет её засимулировать - затем сравним с реальной конструкцией - пойду в сарай, за лампами, он (сарай) - оттаял ...
Могу за Сергея ответить на первую часть, это Ra экв=Ra||Ri
Ну, это понятно. Точность Ra гарантирована, а у Ri допуск неопределенный, зависит от экземпляра. То есть фильтр должен подгоняется под каждую конкретную лампу. Значит, - фишка...
Сергей Торопов пишет:
цитата:
зачем лишние детали?
Для повторяемости изделия, - так меня учили... Сергей, модель вашего макета сейчас показывает +2,1дБ на 20Гц, -1,45дБ на 20кГц, усиление 44,8 и КНИ 0,33% на 1 кГц. Практически видна только вторая гармоника.
Пост N: 30
Зарегистрирован: 03.06.15
Откуда: Москва
Рейтинг:
0
Отправлено: 24.05.17 02:58. Заголовок: Сергей Торопов пишет..
Сергей Торопов пишет:
цитата:
Анодные резисторы и являются элементами коррекции, зачем лишние детали?
Часто оказывается, что детали совсем не лишние. Особенно с учетом того, что, пока сигнал от микрофона на записывающей стороне дошел до динамика на воспроизводящей стороне, он неизбежно прошел не один десяток, а то и сотню-другую "лишних деталей". Пара резисторов погоды не испортит. А вот 0,33% на 1 КГц - это для корректора что-то многовато. И это на 1 кГц. А вот еще интересно посмотреть на 10 кГц, где нагрузкой первого пентода фактически будет только около 3,8 кОм емкостного сопротивления конденсатора коррекции, а для второго пентода только резистор 1,8 кОм. И то и другое весьма далеко от оптимальной нагрузки пентода, с точки зрения искажений. Про 20 кГц не говорю, потому как не всякая звуковая карта позволит посмотреть гармоники этой частоты, да и сразу в большинстве случаев будут ответы типа - да что там слушать. Ну, пусть нечего.
Я, конечно, понимаю, что модель - это одно, а реальное устройство - это сильно другое. Но вот Александр Бокарёв макетировал реальный корректор с такой идеологией без "лишнего" резистора. И результаты по искажениям были очень не радужные.
Отправлено: 24.05.17 05:43. Заголовок: Часто оказывается, ч..
Часто оказывается, что все эти "симуляции" в симуляторах - полная ерунда! Как и рассуждения про "повторяемость", "фишку" и прочее - сразу видно господин теоретик не в теме. Много лет назад я делал "народный корректор Комиссарова" с лампой еф86 на входе и 6н6п на выходе - все отлично работает! И "корректор Вознесенского" из журнала Ауди-Магазин, в нем не получилось только лампа 6н2п - все которые были - выкинул, а с правильной лампой - тоже прекрастно звучал и звучит! У меня знакомый взял напослушать, и так и заиграл насовсем, сказал, что нашел свой звук.
Пост N: 31
Зарегистрирован: 03.06.15
Откуда: Москва
Рейтинг:
0
Отправлено: 24.05.17 06:55. Заголовок: Дык именно поэтому я..
Дык именно поэтому я и написал
цитата:
Я конечно понимаю, что модель - это одно, а реальное устройство - это сильно другое. Но вот Александр Бокарёв макетировал реальный корректор с такой идеологией без "лишнего" резистора. И результаты по искажениям были очень не радужные.
И я не про "звучит", и не про "все отлично работало", как неконкретные понятия, а про то, что на хромой козе объехать нельзя, как бы этого ни хотелось. И "народный" корректор Комиссарова и по такой же идеологии "без лишнего резистора" корректор Трошкина, меня не убеждают, хотя обоих я очень уважаю. А вот то, что "голая" теория, причем даже без симулятора, совпала с измеренной несимуляторной практикой - очень сильно убеждает. И как-то вроде все знают, что пентод любит вполне конкретное сопротивление нагрузки, но, как только дело доходит до корректоров, так почему-то сразу об этом забывается. А против того, что корректор "звучит" я ничего не имею. Пусть звучит. И пусть кому-то нравится и он успокаивается на найденном звуке. Это же замечательно.
Собственно, Александр Бокарёв совсем недаром воспроизвел в железе и сделал измерения на таком корректоре. И увидел, что, да, с ростом частоты искажения еще больше увеличиваются. Просто на другом форуме тоже был корректор по такой идеологии, и создатель тоже говорил, что "ах как звучит". И, более того, стал пропагандировать это решение как единственно расово верное, потому что, видите ли, "нет резистора в звуке, который убивает все". Мантра такая. Мои увещевания, что резистор анодной нагрузки тоже "тот самый резистор в звуке" поняты не были, правда я и не рассчитывал. Кстати, создатель, даже привел реальные измерения искажений на 1 кГц и они были того же уровня - около 0,3%. Измерить на частоте 10 кГц он отказался. Да и вряд ли бы у него что-то путное получилось, поскольку для измерений он использовал не СпектраЛаб, а программу, разработчики которой в самой последней версии гордо заявили, что "она может измерять аж до 7-й гармоники". Согласен, и этого бы хватило. Но, хвалиться о таком "достижении" сейчас по меньшей мере странно. А ведь человек не самой последней версией пользовался. Да и полоса измерений у него ограничивалась только 20 килогерцами - непонятно как он измерит даже вторую гармонику 10-ти килогерц.
Если Александр захочет, то дополнит мой печальный рассказ конкретными цифрами.
Пост N: 14732
Зарегистрирован: 04.04.09
Рейтинг:
48
Отправлено: 24.05.17 13:40. Заголовок: Валерий всё верно ..
Валерий всё верно пишет. Одно уточнение: схема на другом форуме сделана была не на пентоде, а на высокомюшном триоде, коррекция по аналогии с пентодом, в землю без разделительного резистора. Я собрал такую схему, детали коррекции нашёл быстро. Первое впечатление было интересное, звук очень живой. Потом эта живость стала доставать и раздражать. Словно собеседник, не умеющий молчать и непрерывно тарахтящий . Кроме того, сама манера подачи звука была уж очень .....пентодная, с выкриками , взрывная, неспокойная. Измерения перегрузочной способности дали драматические цифры, они в тетрадке есть, а по памяти- на 20кгц запаса уже не было, синус становится пилой. Малую перегрузочную я бы простил этой схеме, кабы звук порадовал. А он не порадовал. Он явно пентодный, а это уже пройденная тема. Позже найду измерения по этой схеме. А сама схема вот она.
Пост N: 14737
Зарегистрирован: 04.04.09
Рейтинг:
48
Отправлено: 24.05.17 15:27. Заголовок: Ещё в конце 90-х, ..
Ещё в конце 90-х, когда вернулся к лампам, заинтересовался схемой корректора из АМ за 96 год. Там 6ж32п (EF86) на входе, коррекция с анода в землю. Я смакетил на работе входной каскад с цепочкой коррекции, стал смотреть поведение на разных частотах и с удивлением увидел, что на вч, где сигнал самый большой, схема просто садится на задницу. Искажения сигнала огромные, вместо синусоиды - пила. Откинул цепочку - выходной сигнал взлетел за сотню вольт. Отвязал коррекцию резистором - получил неплохое сочетание перегрузочной способности и правильной ачх. Много лет позже сделал такой же финт в своём пентодничке на 6ж38п-ев, и не ошибся. И звук спокойнее, и совесть чище))) Схема на пентоде с коррекцией в анодной цепи ( = коррекция с анода в землю) - заведомо кривая по причине, что пентод не есть источник тока. И ему не всё равно, какая нагрузка у него в аноде, он слишком требователен к ней. И лишь в узкой полосе сопротивлений она оптимальна. Обычный резистор на входе корректирующей цепи в этом плане на два порядка более правильный и предсказуемый.
А если мешает внутреннее чувство, что резистор убивает звук, то кто мешает взять его не сотни кил, а десятки? Об этом еще в 80-х годах в Радио была заметка, там в схеме корректора на к548ун1 автор применил резисторы не выше 30к, отметив, что увеличение сопротивления делает звук менее живым.
Пост N: 654
Зарегистрирован: 05.03.13
Откуда: Святая Русь
Рейтинг:
5
Отправлено: 25.05.17 03:36. Заголовок: С разрешения топик-стартера...
... продолжим: мой поход в сарай увенчался успехом - десяток 12Ж1Л и семь 4П1Л, тут ещё по почте пришли панельки для этих ламп, подаренных мне одним хорошим человеком, заинтересованном в данном проекте - всё как всегда - ничего интересного:
Там ещё и сверло 30 мм диаметром маячит, и бутылка чистаго спирта, для протирки головок Uher-а, тоже - подарочного (вон он, змей, вдали маячит, за спиною штепсель прячет) - но - это - уже совсем другая история ...
Пост N: 94
Зарегистрирован: 07.12.10
Откуда: Братск
Рейтинг:
0
Отправлено: 29.05.17 05:31. Заголовок: пятачок пишет: в м..
пятачок, в моей схеме в первом каскаде 47 кОм в аноде, коррекция там же, номинал применён потому что были точные этого номинала. во второй сетке 270 кОм.
"Про лишние последоват. резисторы" - я прилично поэкспериментировал с каскодами в первом каскаде, коррекция в землю без R последовательное - самый лучший вариант был ЕСС802 в каскоде, питание +430в, слушал примерно месяц, разобрал. Ушел на полностью триодные схемы, это моё...
Сергей, модель вашего макета сейчас показывает +2,1дБ на 20Гц, -1,45дБ на 20кГц, усиление 44,8 и КНИ 0,33% на 1 кГц. Практически видна только вторая гармоника.
Спасибо за Вашу помощь!
А можете ли Вы замерить Ку в таких вариантах : 01 - с шунтом электролитом порядка 1000 мкФ в первом каскаде. 02 - с шунтом во втором каскаде. 03 - с шунтами в обоих каскадах. Затем - при каком входном сигнале получен Кг = 0,33 процента ? Заранее благодарен!
Пост N: 14778
Зарегистрирован: 04.04.09
Рейтинг:
49
Отправлено: 29.05.17 14:54. Заголовок: был вчера на рынке..
был вчера на рынке, встретил давнего приятеля, он тоже сочиняет разные схемы, корректоры в том числе. И долго рассказывал ему, что надеяться на какой=то особый звук фирменных пентодов- пустое дело, тогда как он молится только на фирму и фирменные схемы.. Самое забавное- люди рассуждают о схемах, ни разу не увидев на экране реальную сквозную ачх конкретной головы с выбранной схемой, не вслушиваясь в особенности звучания, а лишь повторяя мантры : Телефункен, Муллард, Валво, Бримар.....Ну и что, что стояли эти лампы в фирменной студийной аппаратуре? Вытаскивать звук из пластинки -всё равно приходится тем, что есть у нас и мантры уже не работают. А еще так смешно слушать, что поехал он куда-то к кому-то и там его корректор порвал чужого по звуку. И чо? Полегчало? Главное- тебя твой звук устраивает, дома. в системе? Ну и живи спокойно, не дёргайся. Вон, привозили ко мне - просто так сравнить с моим лампачом- дорогущий корректор МС-ММ Эзотерик. Ни одного плохого слова не скажу про это звучание. очень достойно всё. Но это же не значит, что я должен тут же продать свою хрущёвку и купить Эзотерик? Как дети малые, чесслова!)))
Пост N: 1203
Зарегистрирован: 24.03.12
Откуда: Россия, 25 км от Е-бурга
Рейтинг:
1
Отправлено: 29.05.17 15:35. Заголовок: Это примерно как мен..
Это примерно как меня "поддел" Кузьмич (не видно его стало...) с макетным образцом 6г2-6п9, "ой, да как это работает, и т.п." Нормально работает, включаешь и слушаешь. А главное - мой звук...
Пост N: 14780
Зарегистрирован: 04.04.09
Рейтинг:
49
Отправлено: 29.05.17 17:17. Заголовок: были вопросы ко м..
были вопросы ко мне и по поводу 2-каскадного драйвера, типа: нафига такой наворот, когда одной лампы предостаточно, 2 вольта выходCD и проч. Для начала- с сидюка нет 2 вольт, сказки тетушки КПСС. Там полвольта в лучшем случае, потому что в ноль никто не пишет а если пишет, то за счёт дикой компрессии. А с винила у меня идёт уровень 600-700мв, выбранный в долгих поисках , чтобы совпал он с чувствительностью звуковой карты. И есть диски, записанные заметно тише. зато сейчас ноль проблем. Крути и всё получится.
Отправлено: 30.05.17 15:16. Заголовок: Сергей Торопов пишет..
Сергей Торопов пишет:
цитата:
А можете ли Вы замерить Ку
Сергей, пожалуйста: с двумя Кус=150 (КНИ на 1 кГц 1,72%), с шунтом 1000мкФ в первом или втором каскадах одинаково, - около 81 (КНИ 0,49% и 0,95% соответственно), сопротивление нагрузки 470кОм. На вход подавал 3,65 мВ (5,2 мВ амплитудного). Кстати, в корректоре по схеме atlas'а - КНИ менее 0,04% на 220кОм.
Отправлено: 31.05.17 04:25. Заголовок: Большой вопрос - что..
Большой вопрос - что тут проясняется и проясняется ли вообще, а то как бы не наоборот - затемняется и замутняется. "Измерениям" с помощью симулятора не стоит доверять безоговорочно, равно как и измерениям с помощью обычных звуковых карт. После безобразного случая с внутреним сопротивлением ел34 как-то совсем не хочется больше делать какие-либо "лабораторки", но, с другой стороны, все же надо вывести на чистую воду сказочников про 2% при 3 миливольтах.
Когда-то совсем давно все делали из журнала Хифиимузик предусилитель "Неофит Ю.А.Макарова", там тоже был корретор с еф86 и емкостной нагрузкой анода. Не знаю, слышат ли ваши 2% "Комиссаров и Трошкин", не знаком, но что у Макарова все изделия безупречны по параметрам - знаю точно, и был слушал его уникальную систему с корректором! Расскажите ему про такое КНИ!
Отправлено: 31.05.17 05:28. Заголовок: Добавление. Сейчас б..
Добавление. Сейчас без ничего - открыл на сайте типовые характеристики еф86, взял линейку деревянную школьную обычную не5процентную, карандаш графитовый черный 2М и салфетку столовую бумажную (пью чай!) писать считать - вижу (лет 50 назад учили "по методу 3 и 5 ординат", но вы все этого, конечно, не знаете, не сомневаюсь ведь вы со своими "симуляторами" выше этого , да?) что в режиме КЗ по сигналу анода и амплитуде входного напряжения 0,5 вольт - КНИ по 2 гармонике анодного тока составляет около 4%. Еще раз - при 330 миливольт входного и на КЗ - 4% !!! Сопротиление ел34 1,5, а лучше 2 кома и не зависит от анодного тока!
Пост N: 14784
Зарегистрирован: 04.04.09
Рейтинг:
49
Отправлено: 31.05.17 13:21. Заголовок: Нашёл на АП тему, ..
Нашёл на АП тему, в которой Манаков приводит данные внутреннего в триоде у ЕЛ34, его цифры 1,2 килоома. Никак не 750. Ладно, я дурак и считать не умею, но Анатолия - нельзя упрекнуть в неточности. Коли вы такой великий теоретик, то снизойдите до нашего плебейского уровня, соберите макет и в макете измерьте, на реальной нагрузке. Может, тогда что-то и прояснится. И насчёт изменения внутреннего в триоде от тока анода- была в своё время такая глупая надежда, увеличив ток, понизить выходное сопротивление. Ток растёт , внутреннее не падает. Точнее. может и падает, но как в той сказке про летающего крокодила. Низенько-низенько.
Макаровский Неофит , схема которого была в журнале , сейчас находится в Воронеже, у одного моего знакомого, Жени Башкирева. Для интереса попросил его включить это чудо техники, послушали. Никакой , скучный и обычный звук, без волшебства. Ещё одна сказка.
Отправлено: 31.05.17 16:50. Заголовок: Сергей Торопов пишет..
Сергей Торопов пишет:
цитата:
какой КНИ будет при входном напряжении 0,3 мВ, и входном сопротивлении 300 Ом, с шунтами в обоих каскадах?
Общий КНИ 0.15%, третья гармоника 0,009%. При напряжении на выходе около 45мВ.
Оффтоп: nxm2014mk пишет:
цитата:
лет 50 назад учили "по методу 3 и 5 ординат", но вы все этого, конечно, не знаете, не сомневаюсь ведь вы со своими "симуляторами" выше этого , да?
Уважаемый, какая муха Вас укусила? Если не умеете и не хотите учиться пользоваться компьютерами и программными инструментами вроде SpectraLab и Spice - гордиться этим публично просто неприлично. Если хотите высказать свое мнение - пожалуйста, но не стоит заочно приклеивать ярлыки. Мне без малого 60 лет, но паяльник я взял только 45 лет назад. После политеха довелось поработать инженером в НИИ на разработке изделий с 5 приемкой. И у кульмана и с паяльником. До сих пор учусь, благо есть у кого почерпнуть нужные знания, в том числе - здесь, хотя и работаю давно не по специальности. Мне это интересно, а поделки свои я не продаю. Когда коллега по форуму попросил симуляцию - я сделал. Для себя сначала смотрю в симуляторе, потом берусь за паяльник. Чтобы не было как в старом анекдоте про обезьяну, студента и висящее высоко яблоко - "что думать, прыгать надо!". Можно, конечно, и на листочке с линейкой, но это кому как удобнее...
Про гармоники - мой первый спаянный усилитель на П4Б звучал лучше всех. На самодельных колонках. Такая вот психоакустика.
Кстати, Валерий, пользуясь случаем, хочу сказать Вам большое спасибо за материалы "SpectraLab для чайников...".
Пост N: 14785
Зарегистрирован: 04.04.09
Рейтинг:
49
Отправлено: 31.05.17 18:14. Заголовок: SergeL вы сами и ..
SergeL вы сами и ответили на свой вопрос. Добавлю: к примеру, 6н28б- спокойный звук. 6н3п- скучный звук , серый звук, никакой. А вроде как оба- триоды. Не должно быть различия в звуке.
Пост N: 1207
Зарегистрирован: 24.03.12
Откуда: Россия, 25 км от Е-бурга
Рейтинг:
1
Отправлено: 31.05.17 19:26. Заголовок: Я тоже делал Неофит,..
Я тоже делал Неофит, лампы даже поставил 6н3п-Е, звук никакой, повторитель потом убрал, но лучше не стало. Потом его доооолго переделывал, получился EF40-E80L с вых. трансом, к Неофиту уже никакого отношения не имеет...
Отправлено: 31.05.17 19:50. Заголовок: "Какой" или ..
"Какой" или "никакой" звук у Неофита - вопрос субъективный, кому что. Кому серый, кому оранжевый в крапинку. Есть у Неофита клятвенно обещанные вами 2% КНИ при 3 мв на входе или нет?
Процент искажений без привязки его к спектру вещь малополезная . Иначе получается, что все усилители с 1 процентом искажений звучат одинаково. А это не так. Молиться на проценты искажений - мода прошла, зато есть особенности звучания, что поважнее тупых цифр искажений. Слух мгновенно вычисляет эти специфические особенности , после чего можно рассказывать сказки про технические решения, примененные в усилителе, но это уже не интересно. Потому что нет главного. И после прочтения одной известной статьи про транзисторы я совершенно согласен с её автором, что на транзисторах пока что невозможно создать хорошо звучащий усилитель. Очень уж неудачные эти приборы для звука. Да и на лампах можно постараться и изгадить все лучшее.
Отправлено: 31.05.17 23:35. Заголовок: Ага, вот по совету з..
Ага, вот по совету знакомых наконец нашлось требуемое: http://www.audioworld.ru/DIY/Vinil/cor_01.html Читаем - ув. Комисаров Е. прямо и открыто приводит данные измерений настоящими проверенными измерительными приборами на реальном изделии. А тут где 2% на 1 кгц при 3 мв?
Пост N: 35
Зарегистрирован: 03.06.15
Откуда: Москва
Рейтинг:
0
Отправлено: 01.06.17 06:52. Заголовок: nxm2014mk, что же ва..
nxm2014mk, что же вас так задело-то, что вы никак не успокоитесь? И даже начинаете придумывать то, чего в тексте нет. Где там написано про "проверенными измерительными приборами"? А может Комиссаров измерял тем же Спектралабом. Я, например, не знаю и утверждать не возьмусь. Может у вас сведения из первых рук? Ну, это так, замечание чисто для проформы.
И, как ни странно, почему-то получены те же "около 0,3%" на 1 кГц, о которых я и говорил, что они для корректора великоваты. И почему-то вы не замечаете, что и в корректоре Комиссарова, и в корректоре "с другого форума" о котором я упоминал, и при симуляции корректора на 12Ж1Л Сергея Торопова, очень единодушно получаются эти "около 0,3%" при всем при том, что лампы и схемы совершенно разные. Поскольку параметров по искажениям "Неофита" в статье Макарова нет, то замнем для ясности или примем ваше доказательство, "что у Макарова все изделия безупречны по параметрам - знаю точно" и подождем этих цифр от вас. Хотя и Макарова я тоже уважаю, но это к делу не пришьешь.
Но, при этом странно другое, чего вы не заметили, спеша "макнуть нас головой в доказательства". Почему-то искажения на 10 кГц, если верить тексту, измерены на тех же 5 мВ, а не на 24 мВ, как по идее должно быть при следовании предкоррекции записи. Ну, может Евгений при подготовке статьи ошибся. Но, раз уж вы привели этот текст в доказательство, то я его внимательно и читаю. Про спад спектральных составляющих в реальной музыке "близко к розовому шуму" давайте пока не будем, потому что, примем во внимание не только классическую музыку (мы ведь хотим, наверное, универсальный корректор), а так же и то, что носитель может быть не идеален - поцарапан, и то, что в реальной записи никто вам не обещал стандартную колебательную скорость записи, при которой получаются 5 мВ на 1 кГц - она бывает и заметно больше, и то, что у некоторых головок бывает и больше 5 мВ. В общем, учтем весь набор допущений, который приводит нас к понятию "перегрузочная способность корректора". Поэтому все-таки желательно 24 мВ на 10 кГц.
А теперь еще вернемся чуть-чуть назад и вспомним, что с чем мы сравниваем. Посмотрите на схему Сергея Торопова, вокруг симуляции которой разгорелся весь сыр-бор. В отличие от других схем, если вы не заметили, в ней оба каскада пентодные, а не только первый, как в других упоминаемых здесь схемах. И оба каскада, что характерно, на частоте 10 кГц работают на нагрузки о-о-очень далекие от "любимых" пентодами. Повторюсь
цитата:
А вот еще интересно посмотреть на 10 кГц, где нагрузкой первого пентода фактически будет только около 3,8 кОм емкостного сопротивления конденсатора коррекции, а для второго пентода только резистор 1,8 кОм.
А еще, смею заметить, изначально анодные резисторы обеих ламп взяты значительно меньше, чем в исходной схеме топикстартера. То есть даже на НЧ, в принципе оба каскада работают на менее "удачную" нагрузку, чем было изначально задумано, да еще и оба "без последовательных резисторов" в цепях коррекции, что усложняет нагрузку с повышением частоты. А если еще учесть, что, вообще-то в изначальной схеме сосредоточенная цепь коррекции, а не разделенная......
Вот я и не понимаю, что не так? Даже без симулятора понятно, что у изначальной схемы искажения будут меньше. И симулятор это подтвердил. Что вас так взъело? Ведь в симуляторе прогоняли не корректор Комиссарова и не Неофит Макарова. Или вы реально в своих усилителях сплошь и рядом нагружаете пентоды на нагрузки на порядок ниже оптимальных? Тогда к чему все эти расчеты на салфетке? Лепим как вздумается и радуемся звуку. И вообще, зачем считать искажения EF86, работающей на короткое замыкание, когда в доказательство своей позиции было бы куда информативнее посчитать искажения 12Ж1Л, работающей на единицы килоом, с учетом того, что пентодных каскадов не один, а два, и, тем самым, посрамить симулятор Это было бы, по крайней мере, понятно.
А вернувшись к Неофиту, про который мы ничего не знаем (но может знаете вы), заметим - там тоже коррекция разделена. Но, опять же, только первый каскад пентодный, а второй триодный, который к тому же работает на цепь коррекции с "лишним" последовательным резистором, номинал которого на порядок превышает анодный резистор триода. Ну и....опять тот же вопрос - к чему весь сыр-бор? Что, просто, на пальцах, без салфетки, непонятно, что у схемы Торопова должны быть искажения значительно больше чем у Неофита.?
P.S. Так, для справки. Симуляторами не пользуюсь - все руки не доходят. Хотя нет, пришлось как-то одну полупроводниковую схемку в LTspice погонять, чисто на функционирование. А с лампами... как и большинство - с линеечкой. И тем не менее, прекрасно осознавая некоторую ограниченность симуляторов, могу сказать - при нормальной голове симулятор тоже вполне себе инструмент.
Отправлено: 01.06.17 14:04. Заголовок: Можете конечно и не ..
Можете конечно и не верить, я просто написал уточнеющий вопрос Комисарову Е. по почте, которая там же в тексте и указана, и Вам не запрещается, если не верите, чтобы прямо из первых рук от автора не по испорченому (по-вашему мнению) телефону. Два пентода подряд - нехорошо, согласен, получится акордеон, но исходный тезис был - пентод на входе, как в народном корректоре Комисарова (и как оказалось - Бокарева тоже) - плохо и не звучит и искажает от нагрузки на корекцию!!! В, как Вы изволили выразиться, в "своих усилителях" я вообще пентоды не применяю,только одни триоды напропалую принципиально, но это в оконечных УМ. И у меня есть и не только пентодный коректор, а и совсем триодный и он еще и с обратной связью в коррекции - сейчас все дружно всем хором закидаете не сомневаюсь - давайте обсудим что круче хуже - на пентодах или с обратной связью?
Пост N: 36
Зарегистрирован: 03.06.15
Откуда: Москва
Рейтинг:
0
Отправлено: 01.06.17 19:05. Заголовок: Информация из первых..
Информация из первых рук - это хорошо. Одной непоняткой меньше. Но, остался вопрос почему искажения на 10 кГц измерялись при входных 5 мВ, а не при 24 мВ. Что касается
цитата:
но исходный тезис был - пентод на входе, как в народном корректоре Комисарова (и как оказалось - Бокарева тоже) - плохо и не звучит и искажает от нагрузки на корекцию!!!
то такого тезиса не было. А был всего лишь мой ответ на "лишние детали"
цитата:
Часто оказывается, что детали совсем не лишние. Особенно с учетом того, что, пока сигнал от микрофона на записывающей стороне дошел до динамика на воспроизводящей стороне, он неизбежно прошел не один десяток, а то и сотню-другую "лишних деталей". Пара резисторов погоды не испортит. А вот 0,33% на 1 КГц - это для корректора что-то многовато. И это на 1 кГц. А вот еще интересно посмотреть на 10 кГц, где нагрузкой первого пентода фактически будет только около 3,8 кОм емкостного сопротивления конденсатора коррекции, а для второго пентода только резистор 1,8 кОм. И то и другое весьма далеко от оптимальной нагрузки пентода, с точки зрения искажений
Как видите, ничего о звучании я тут не сказал. Более того, поскольку "звучит-не звучит" - термин в большинстве своем сугубо субъективный, то вообще не вижу смысла о нем спорить. И все разговоры о "звучит/не звучит" в этой теме были всего лишь ответом на ваши указания, что корректор Комиссарова и корректор Макарова тем не менее звучат. То есть вы их сами начали.
А я всего лишь обратил внимание на простую вещь, которая дана нам нашими великими радиопредками как закон (который тем не менее мы можем проверить) - пентод капризен к нагрузке. И от того, что попал пентод в корректор Комиссарова или Макарова, он не перестает капризничать. Вот и всё! А о том, что кому-то "нравится" или "не нравится" такой звук я не спорю. Тем более, что в моей практике был случай, когда при смене банальных межкаскадных электролитов на пленку в отечественном транзисторном усилителе, человеку показалось, что "стало хуже - ВЧ уменьшились". После моего совета послушать внимательно, он написал: "Действительно, ВЧ не уменьшились. Они просто стали чище".
В конце концов, если на ВАХах той же EF86 нарисовать линию нагрузки для 3 КОм - наклон этой линии будет заметно ближе к вертикали, то есть к КЗ, чем к линии нормальной нагрузки, скажем, 100 кОм. И ничего тут не попишешь.
nxm2014mk пишет:
цитата:
И у меня есть и не только пентодный коректор, а и совсем триодный и он еще и с обратной связью в коррекции - сейчас все дружно всем хором закидаете не сомневаюсь - давайте обсудим что круче хуже - на пентодах или с обратной связью?
Зачем? Опять спорить о вкусах? Знаю, что есть люди, которым звук корректора с коррекцией в ОС нравится. И они в схему не смотрят. А есть люди, которым это не нравится, чисто глядя в схему, не слушая. Пусть и те и другие живут долго и счастливо, главное чтобы они не встретились друг с другом
Пост N: 669
Зарегистрирован: 05.03.13
Откуда: Святая Русь
Рейтинг:
5
Отправлено: 02.06.17 23:27. Заголовок: atlas пишет: я номи..
atlas пишет:
цитата:
я номиналы резисторов в катодах не понял...
Их и нету, пока, подгоню в реальной конструкции...
atlas пишет:
цитата:
Ку для ММ головок можно приподнять где-то до 250-300?
Думаю - да, увеличив анодные резисторы в 2 - 2,5 раза или поставив шунтирующие конденсаторы в катоды (катод). Лично для Вас первым я сделаю ММ вариант, потерпите - крайне мало свободного времени...
Недавний случай: довелось послушать пентодный корректор моей выделки, по заказу знакомых из другого города. Задача была именно EF86 на входе. Пока делал- слушал- как-то играет, может и неплохо, но всё равно не моё. Ребята забрали, сказали- суперзвук, всё классно. А я недавно поехал туда, послушал- ничего такого, что может зацепить звуком, там нет. Больше того, в звучании те же пентодные досадности: выскакивание отдельных нот и инструментов из общей картины. В аудиофильском плане может есть там нечто, мне неведомое, но такой звук меня точно не устраивает. Пентод сильно упрощает схему корректора, два каскада- и сто килограмм звука. Но первое сравнение с триодом ставит всё на место.
Пост N: 14794
Зарегистрирован: 04.04.09
Рейтинг:
49
Отправлено: 03.06.17 03:44. Заголовок: И ещё. С достаточ..
И ещё. С достаточно высоким анодным питанием схема пентодного корректора с коррекцией в аноде может и не влетит в ограничение , даже на верхних частотах. Но само звучание будет присуще именно этому пентоду, с явно неудачной нагрузкой, и варианты его - не самые лучшие: или крикливый звук или наоборот ватный глухой , или слитность страдает или звук чужой . У триодов тоже есть неудачные варианты, но их меньше, это как правило, триоды с высокой крутизной. Поэтому анализировать какие-то проценты искажений в поисках особого смысла есть отсутствие этого самого смысла.Я так думаю)))
Пост N: 671
Зарегистрирован: 05.03.13
Откуда: Святая Русь
Рейтинг:
5
Отправлено: 03.06.17 04:03. Заголовок: Особый смысл...
Сгущаешь ты краски, Саша, как любит говорить май вайф - пенсию просто так не дают
А по делу нашему, корректорному, с пентодами не так всё плохо, и проценты меня не смущают - всего лишь хочу понять - насколько полезны симуляторы - вижу - полезны, на определённом этапе - как то так...
Пост N: 14796
Зарегистрирован: 04.04.09
Рейтинг:
49
Отправлено: 03.06.17 07:22. Заголовок: У меня на антресоли..
У меня на антресоли уже полгода или больше ждёт своей очереди макет пентодника на крутейших старинных лампах, задание одного знакомого. Вроде всё ясно-бери и делай. А душа не лежит. Так и жду: вот спаяю схему, включу, а звук лажа, непривычный и чужой, и что тогда? Не такие провода. не те кондёры, да ещё стабилизатор не на лампе, а страшно сказать.... Автор этой схемы- личность великая, но даже его авторитет не придаёт уверенности в успехе. Пентод, тудыть его в качель....
Пост N: 129
Зарегистрирован: 07.03.16
Откуда: Украина, Полтава
Рейтинг:
0
Отправлено: 04.06.17 01:32. Заголовок: Александр, опять вер..
Александр, опять вернусь к старому разговору... Ваши высказывания - "или крикливый звук или наоборот ватный глухой , или слитность страдает или звук чужой" - это всё чисто субъективное описание звука корректора. У меня корректор на 6Ж32П и что? Выложите спектры того и другого или третьего, и обоснуйте почему один звучит, а другой не звучит. А так - разговор ни о чём. А мне нравится звук 6Ж32П. Нет ни перегрузки, ни шипящих сибилянтов. За что спасибо Вадиму Пузанову!
Отправлено: 04.06.17 03:39. Заголовок: Омельян да не обращ..
Омельян да не обращайте вы внимания на такие высказывания - это же может быть просто луна не в фазе Уже давно всем известно, что пентод рулит и звучит как надо...если правильно приготовить, конечно...а то ведь и конфетку с дури то можно солью посыпать... . Чтож вы Александр все никак не успокоитесь то, так и хотите навязать свое мнение о тухлозвучащих триодах Ну не играют они как надо, на них только проводы в преисподнюю исполнять . Ну а если по существу то опять таки акцентирую ваше внимание, что о вкусах не спорят...Не понятно, что пилим то между собой? Я вот сейчас опять приступил к сборке корректора, теперь на этой чудной лампочке 12ж1л...попробуем, послушаем...только вот пока в раздумьях, как применить коррекцию - просто с анода в землю, либо через последовательный резюк а далее коррекция....
Пост N: 95
Зарегистрирован: 07.12.10
Откуда: Братск
Рейтинг:
0
Отправлено: 04.06.17 03:56. Заголовок: только что сравнивал..
только что сравнивал корректоры 6ж11п+6ж11п, еф86+6ж11п, 12ж1л+12ж1л. все с коррекцией в аноде, головка ZYX c трансом. Звук зачетный во всех случаях, накал везде переменкой. Лучший результат у 12ж1л, очень уверенно слышно. Корректоры все с Анодными Стабилизаторами. До применения стабилизаторов было так,как Александр пишет, что отдельные ноты как бы выкрикивались и прочее. Видимо Пентод на входе не есть зло. после причесывания питания все стало на свои места, Плохих пластинок еще отбавилось. В последнем корректоре применен Трансформатор со средней точкой, ДППВ на 6ц22с, далее стабилизатор Стародубцева. везде бумага МБГО, она в отличие от пропилена и электролитов дает тот самый драйв и быстроту (проверял в оконечнике до этого) http://shot.qip.ru/00U3pS-2LHJwjH3K/ http://shot.qip.ru/00U3pS-2LHJwjH3J/ http://shot.qip.ru/00U3pS-2LHJwjH3I/
Пост N: 14801
Зарегистрирован: 04.04.09
Рейтинг:
49
Отправлено: 04.06.17 04:50. Заголовок: Для меня даже своё..
Для меня даже своё мнение не столь важно, как мнение моих коллег, занимающихся темой корректоров давно и серьёзно. И все они в итоге отказались от пентодных схем. Их имена я вам не скажу, валите всё на меня и фазы луны. А может быть, у вас такой набор, в который вписывается именно пентод.( было дело, сталкивался и с таким феноменом. ) Да и возраст не последнее дело, куражу охота видимо. Кстати, насчёт нашего 6Ж32п я ничего не имею, скорее наоборот, отобранные из кучи шуршащих, звенящих, фонящих собратьев. эти пентодики сыграли по мне так гораздо интереснее чешских 806 и фирменных Телефунькенов, что бы там мне потом ни доказывали почитатели западных ламп. Я своё услышал и достаточно. Но все мои попытки в разных вариантах внедрить эту лампу ничего не дали. Хотя страшно удобная в плане усиления и входной ёмкости. А уж всякие злые пентоды типа 6ж11п 6ж49п 6ж9п отвалились сразу. В осциллографы им дорога.
Пост N: 14803
Зарегистрирован: 04.04.09
Рейтинг:
49
Отправлено: 04.06.17 05:01. Заголовок: Добавлю, что у схем..
Добавлю, что у схемы с коррекцией в анодной цепи есть неприятный недочёт: вся вч грязь из анодного питания летит в сетку следующего каскада. Из этих соображений удачнее будет вариант коррекции "в землю" с анода пентода. По переменному току- как бы одно и то же. но в плане подавления помех сильно лучше.
Пост N: 14804
Зарегистрирован: 04.04.09
Рейтинг:
49
Отправлено: 04.06.17 05:06. Заголовок: омельян я этих спек..
омельян я этих спектров понавыкладывался до синевы, нет пожалуй больше такого идиота, кроме меня, кто все свои схемы дублирует кучей картинок. А теперь вроде как обязан вам лично выложить спектры каждого из опробованных вариантов, да ещё и пояснть, почему они по-разному звучат. А нет ответа, почему. Патамушта. Кабы знать. У каждой лампы свой голос, у сочетания ламп- свой голос, от приятного до невыносимого.И всё это ещё увязать с усилителем и колонками, узел гордиев и путь во мраке. И каждый - своё ищет. Я как бы нашёл. теперь - дело за вами.
Пост N: 1216
Зарегистрирован: 24.03.12
Откуда: Россия, 25 км от Е-бурга
Рейтинг:
1
Отправлено: 04.06.17 12:02. Заголовок: омельян, если уж точ..
омельян, если уж точно говорить, то спасибо Бокарёву Александру, а не Пузанову. Пусть и у меня луна не в фазе, ну не звучат пентодные корректоры как положено. Ну да ладно, пускай это усилитель, акустика и т.д. и т.п....
Пост N: 14806
Зарегистрирован: 04.04.09
Рейтинг:
49
Отправлено: 04.06.17 14:14. Заголовок: Как некий компромис..
Как некий компромисс, мыслю схему корректора с ЕФ86 на входе, триодом на выходе и общей частотнозависимой ООС с выхода в катод ЕФки. Тогда хоть что-то выйдет путное.
Отправлено: 04.06.17 16:55. Заголовок: Ха.... я давненько с..
Ха.... я давненько соорудил корректор на 6н21. 3 каскада было. Частотку через ООС делал. И звучало неплохо. Схему попробую найти. Где-то в старых заметках была....................
Пост N: 14812
Зарегистрирован: 04.04.09
Рейтинг:
49
Отправлено: 04.06.17 20:06. Заголовок: Сейчас форумчанин ..
Сейчас форумчанин наш - Владимир - откатывает вариант пентодничка с коррекцией вч на входе, а нч-сч в аноде. Убирается емкость тау-3, соответственно, разгружается лампа и звуку должно полегчать.
Отправлено: 04.06.17 21:39. Заголовок: Когда-то давно была ..
Когда-то давно была такая фирма ЕМТ, которая делала магнитофоны Студер для студий записи и такие же студийные вертушки, к этим вертушкам были дополнительные коректоры, они там и "понамыслили" себе с Е86 телефункен на входе и на выходе, и триодом ЕСС81 и обратной связью, и к тому же - переключением разными РИАА кривыми. Наверно 50 или даже 60 лет тому.
Отправлено: 04.06.17 22:35. Заголовок: С коррекцией по вход..
С коррекцией по входу(для ММ головки регулировкой резючком порядка 4,7-10 кил) проходили, в принципе, имеет право на жизнь... Как вариант можно попробовать небольшую индуктивность последовательно после головки с регулировкой резючком в землю..а НЧ коррекцию после пентода в землю..как то откатывал такой вариант, на макете, интересно получалось по звуку, плюсом выходила бОльшая перегрузочная способность....
Когда-то давно была такая фирма ЕМТ, которая делала магнитофоны Студер для студий записи и такие же студийные вертушки, к этим вертушкам были дополнительные коректоры, они там и "понамыслили" себе с Е86 телефункен на входе и на выходе, и триодом ЕСС81 и обратной связью, и к тому же - переключением разными РИАА кривыми.
Магнитофоны Студер и Ревокс, фирма Студер и делала, ЕМТ делала вертушки. Корректоры были сложные, что обусловлено применением переключаемых фильтров нижних частот и трансформаторным выходом. Точнее не разными РИАА кривыми, (кривая РИАА одна), а для воспроизведения пластинок, записанных по разным стандартам, в том числе и на 78 об/мин. Работали хорошо!
Пост N: 14816
Зарегистрирован: 04.04.09
Рейтинг:
49
Отправлено: 05.06.17 01:17. Заголовок: не скажу, что я ма..
не скажу, что я махровый ретроград и сторонник только триодных схем без оос. Но все разы, занимаясь сочинением корректоров, не получал той радости от звука схем с оос и пентодов, которую давали триоды. К тому же, сам характер звука, его подача, у схем с оос другая, более нервная что ли. Нет плавности, звук возникает из тишины, как чёртик из табакерки. А я в ответ подпрыгиваю на диване. Итогом становится привычный 2-каскадный корректор на триодах. Тихо, плавно, красиво, как всегда. А сейчас уже и 3-каскадный триодник. Расту, видимо))
Пост N: 1217
Зарегистрирован: 24.03.12
Откуда: Россия, 25 км от Е-бурга
Рейтинг:
1
Отправлено: 05.06.17 12:43. Заголовок: Я, конечно, не такой..
Я, конечно, не такой знаток винтажного, как S.Laptev, но в жизни пришлось тоже повидать различные фирменные РИАА, все они с ООС, многие звучали вроде бы оч. хорошо, но у них общий недостаток, как сказал АБ, другая, более нервная подача. А сейчас я признаю тоже 3-х каскадные триодники, естественно без ООС, с распределенной коррекцией, то, что инвертируют сигнал, мягко выражаясь, начхать, записывая, ещё не так наинвертируют. PS: тоже делал с коррекцией ВЧ на входе, и голова подходящая, Ortofon 2M Blue, послушал недолго, и всё, не трогает…
Пост N: 14821
Зарегистрирован: 04.04.09
Рейтинг:
49
Отправлено: 05.06.17 17:57. Заголовок: С коррекцией на вход..
С коррекцией на входе всё непросто. Ровные без выбросов на ачх головки- а таких мало- дают одинаковый результат что на внутренней коррекции, что на входе. Головы с выраженным резонансным пиком , который порожден механическим и электрическим резонансами, выправить коррекцией на входе как бы не удаётся, точнее- результат тот же самый, если повозиться с нагрузкой , уйдя от типовых 47 к и поиграть с емкостью . Пик резонансный с коррекцией на входе даже увеличивается, хотя сама полка до резонанса на диво хороша. Несомненным достоинством метода внутренней коррекции является полная нечувствительность схемы к длине и ёмкости кабеля. 1000 пф уже никак не влияет на ачх. Но это и плохо: удавить резонансный пик получается навешиванием нанофарадных емкостей. Что видимо, не на пользу звуку.
Пост N: 14822
Зарегистрирован: 04.04.09
Рейтинг:
49
Отправлено: 05.06.17 17:59. Заголовок: Из тех головок, ко..
Из тех головок, которые прекрасно звучали с коррекцией на входе, назову Ортофон VMS20 , ОМ-10 , Аудиотехника АТ-440. Для остальных с провалом на сч и пиком на вч эта коррекция- мертвому припарка.
Отправлено: 06.06.17 01:53. Заголовок: Да уж, трехкаскадный..
Да уж, трехкаскадный триодник - мечта аудиофила , да еще с тремя разделительными конденсаторами - песня . А как же все ваши мнения насчет короткого тракта . Не хватает, значит, чего то... Да и разделенная коррекция тоже на любителя...вначале полный сигнал проходит через одну цепь коррекции, затем через другую...там конечно проще отстроить, в принципе.. Хотя вот собирал я енотовский М-10, сказать честно, что то в нем есть такое, что цепляет..чистенько ровненько, и частотка как надо и спектр хорош...
Трошкин приводил схему 4-каскадного корректора на маломюшных триодах типа 6с5с. Там ещё больше разделительных конденсаторов, ужасти.... А звук, как Никита говорит- наилучший. Так штаааа.... Сам принцип распред коррекции вами видимо не понят до конца. В разных участках схемы - звучит разный сигнал, и главному усилению подвержен сигнал с ровной ачх наверху, что исключает перегрузку. Можно конечно и двумя каскадами разогнать усиление, потом коррекция в кучку и финальное усиление мощности. Но такой вариант проиграл по звучанию распредкору. А сейчас звук трёхкаскадного триодника ничем не уступает двухкаскадному на 6н1п-6н6п и с усилением порядок.
Отправлено: 06.06.17 12:28. Заголовок: Так все понятно, каж..
Так все понятно, каждый волен поступать так , как ему нравится.... Просто порой я с интересом просматриваю разные ветки, и старые в том числе и такая картина вырисовывается... - один год идет борьба за сокращение тракта и все с шашками наголо и с криками Ура - долой лишние каскады! Принято... Затем идет борьба с разделительными конденсаторами - это зло - и все с криками и с шашками - долой конденсаторы! поехали межкаскадные трансформаторы и лофтины...Принято.... Затем межкаскадные трансформаторы это ужас, тяжело намотать и фазу крутят и выбросы резонансы...долой!Опять с шашками..Принято.... А если еще задеть и RL коррекцию - этож вообще пенсия, даже боюсь касаться ее, хотя если коррекция на одном трансформаторе с двумя вторичными обмотками - вот где слитность звучания чувствуется полноценно ...Затем идет очередной зехер(выкрутас) - пентоды этоо зло! Во как и опять с шашками все ринулись убивать пентоды..нате вам 3-4 каскада триода с кучей разделительных конденсаторов туда же можно запихнуть и распредкоррекцию и Ура!..звук получен...оказывается, разделительные конденсаторы то не такое уж и зло, да и лишний каскад не помеха уже .... Я просто почему сам обратил внимание, новичок один мне как то начал задавать вопросы, говорит, месяц изучал темы, и говорит не пойму, люди что ищут то, сначала одно находят, потом его хаят, находят другое, а потом снова возвращаются к тому, что в прошлом году не нравилось и тд. д... Раздрайв у новичков, однако... Я то понимаю для себя, что в принципе каждая схема звучит по своему интересно,если правильно и с умом приготовлена, да еще и зависит от настроения...
Пост N: 14838
Зарегистрирован: 04.04.09
Рейтинг:
49
Отправлено: 06.06.17 13:16. Заголовок: Видимо, не очень вн..
Видимо, не очень внимательно следили за развитием темы, раз у вас такие выводы. Попытка получить триодами такую же короткую схему за счёт применения высокомюшных триодов ведет к лишней входной ёмкости, вялому звуку, высокоомным номиналам цепей коррекции или высокому выходному сопротивлению всей схемы. Хотя, какие-то компромиссные вариатны были и неплохо играли. Переход к трём каскадам на лампах среднего коэфф. усиления даёт оптимальную схему в плане входной ёмкости, шума на входе и выхолного сопротивления. К тому же отказ от разделительных емкостей упрощает саму схему и снижает наводки на сеточные цепи. А уж Лофтин-не Лофтин это дело опыта. Мне Лофтины всегда нравились, потому что пару вечеров посидел с карандашиком, понял, как что работает и проблем не стало.
Представьте картину: я исчезаю на пару лет с форума, потом появляюсь и устало выкладываю откатанную схему, классную во всех смыслах. Мне- овации, народу-счастье. А когда каждый шаг в поиске звука выкладывается на обсуждение, то впечатление одно: ну и дурак же ты Саша. Мечешься, как мышь в амбаре. Сам не знаешь, что тебе надо и народ запутываешь. Примерно так. Только есть один нюанс. Я тоже кое-что умею услышать в звучании созданной схемы и если меня что-то не устраивает, то новый вариант в итоге бракуется или принимается с оговорками. Которые, кстати, никогда не замалчиваются. В общем, спасибо за добрые слова, удачи вам в этом трудном деле. Ищите и обрящете. А мне - "одной проблемой меньше"
Отправлено: 06.06.17 16:03. Заголовок: Так и я о чем, Алекс..
Так и я о чем, Александр, каждому свое..а свое не каждому . У вас много интересных конструкций,и я их тоже собирал обкатывал..Все классно! Суть моего диалога в том, что как бы не нужно лаять одну топологию схем, воспевая дифирамбы для другой...Технически правильнее будет раскрывать плюсы и минусы, ну конечно же делиться мнениями после прослушивания... А то получается мы для вновь прибывших и ищущих уже изначально вкладываем в голову, что вот такая де схема супер, а вот такая хлам - не лезьте туда, вам не понравится... Я тоже за свое время уже не мало перебрал схем, где в макетах, а где и законченные конструкции, кого то и звуком радуют...И что самое интересное, я так и не нашел схемы, про которую можно сказать что вот и все вот оно...Достаешь триодничек с полочки, который уже лежит пару лет - и с удовольствием его слушаешь с недельку -пару., потом возвращаешься к пентоднику и снова красота... А что вот - есть машины, которые идеальны и всех устраивают? Там где я пролезу на джипе - ни одна ламборджини с феррари не пролезет . Но это же не говорит от том, что ламборджини это хлам... Так что всему свое место... Я дальше пошел собирать... на стапеле пентодник, и тут же хочу применить для этой же схемы каскод на входе....сравню ради интереса....
Тов. пятачок очень правильно и точно выразил суть вопроса, спасибо! Меньше безапелляционной категоричности в оценках! Каждому овощу - свое место и время.
Пост N: 14854
Зарегистрирован: 04.04.09
Рейтинг:
49
Отправлено: 08.06.17 03:07. Заголовок: Позволю себе вольно..
Позволю себе высказать хулиганскую мысль: если какое-то время интересно слушать триодник. а потом интерес сменяется пентодником, значит, оба устройства не годятся в систему. В данный момент слушаю трилофтин на триодах и каждый раз боюсь потерять этот чарующий звук, настолько он хорош во всём главном для меня. Чего и вам желаю.
Отправлено: 08.06.17 14:02. Заголовок: Александр точно прям..
Александр точно прям сказали, пора переходить на транзисторные усилители, а лучше класса D с импульсниками, может там сгодятся в систему "Звучат только прямонакальные усилители".. - это прямо крамольная цитата, надо записать где-нибудь Хулиганская мысль в таком случае такая - А вы только в одних джинсах ходите, или иногда одеваете спортивное трико, а для важных встреч может и строгий костюмчик припасен?
Пост N: 14857
Зарегистрирован: 04.04.09
Рейтинг:
49
Отправлено: 08.06.17 14:57. Заголовок: А ничего. Вот буде..
А ничего. Вот будет вам немжожечко за 60, вот тогда и поймёте мои мысли. Возможно А сейчас - орбиты разные. Не пересекаются. Поэтому можете и дальше щипать меня за разные места и язвить скока вам угодно. У меня есть на всё своё мнение, личное . А когда есть что-то своё, то чужое уже мало волнует.
PS. УНЧ на транзисторах - впереди, да и Д-шник не списан в утиль. Главное- не на чём, а как сделано, по результату. А его есть у меня.
Пост N: 14859
Зарегистрирован: 04.04.09
Рейтинг:
49
Отправлено: 09.06.17 00:51. Заголовок: ну да. знаю эти фоку..
ну да. знаю эти фокусы. Я тут при каждом включени винила за сердце хватаюсь от чудного звука, а вы меня снова впутываете в авантюру с пентодами? Фигушки, наигрался!)))
Отправлено: 09.06.17 13:38. Заголовок: Хоть мне и не 60, но..
Хоть мне и не 60, но я полностью поддерживаю Александра. Трех-триодник звучит отлично. Совершенно не хочется ничего менять. Даже втыками-перетыками ламп лень заниматься. У меня еще и лампы копеечные и пока свободно доступные. Так что еще один плюсик... Еще раз огроменное спасибо Александру за идею и схему. Хоть я ее чуточку и переделал под себя, но идеология осталась - 3 каскада с невысоким мю.
http://shot.qip.ru/00TfOo-4ZU0L696j/ Александр, можно Вам вопрос? на АП в теме УК Пузанова на 19-22 страницах есть Ваши посты о соотношениях величин резисторов в аноде 12 к 1 и 10 к 1, при коррекции на входе. В моей схеме номиналы получены с помощью TCJ_RIAA. ни 12 к 1 ни 10 к 1 не получается, в связи с этим вопрос: По вашей теории в моей схеме должно быть 4,81 кОм в цепочке? и соответственно подтянется емкость конденсатора до 0,661 мкФ? Правильно ли?
Пост N: 14921
Зарегистрирован: 04.04.09
Рейтинг:
49
Отправлено: 19.06.17 13:23. Заголовок: Если у вас анодный р..
Если у вас анодный резистор 48 килоом, значит, лампа достаточно низкоомная и в сумме уже имеем не 48, а примерно 40 кил, от него и плясать, да ещё к нему параллельно 270 килоом, ещё минус. Вот от величины этого оставшегося резистора и считаем цепь 318мкс. В вашем варианте он будет как одна седьмая , и никак не одна десятая или двенадцатая. 12 к 1 или 10 к одному - для другой конфигурации корректирующей цепи, там, где два последовательных RC звена. А у вас из ТСЖ РИАА всё иначе.
Пост N: 97
Зарегистрирован: 07.12.10
Откуда: Братск
Рейтинг:
0
Отправлено: 21.09.17 02:32. Заголовок: по мотивам этого про..
по мотивам этого произведения и было сделано. только в катодах напруги снизить, второй каскад с 4,5 вольт до 3. в первом у меня (в пентоде) 1,5. звучит много лучше.
Отправлено: 04.02.20 06:52. Заголовок: Простите, на этом фо..
Простите, на этом форуме ведь все хвалят трехтриодник в качестве ФК... А в этой теме хвалят ФК Храмушина, а у него стандартные пентод и триод.. Ну плюс что коррекция на много форматов в схеме.
У Храмушина приоритет трехтриодника. Даже на 12ж1л. С ним вел переписку о схемотехнике на этих лампах. ФК очень хорош (самый адекватный по передаваемому звучанию). Собранный корр не фонит, не шумит... У него нет критериев однозначности и триодности. Я собрал и проверил его ФК на 2-х и 3-х лампах. Ощутимо преобладание "драйва" на трех, последняя из которых Катодный повторитель. Только "клиенты" "зарубили" по звуку трехкаскадник. Предпочтение отдали 2-х каскаднику за "мягкость" звучания Однако, мне хватило "драйва" от 2-х ламп, переводом второго каскада в пентод. На Аудиопортале есть моя тема.
Отправлено: 05.02.20 06:57. Заголовок: Анатолий, это я из п..
Анатолий, это я из параллельной темы "крик души"... Надо мне такой же ФК замутить... Только я не нашел в его книге что то ни одного трехкаскадного ФК... Все ФК двухкаскадный... Скиньте пожалуйста схему трехкаскадного на 12Ж1Л.
Отправлено: 07.02.20 00:20. Заголовок: Анатолий, почему вы ..
Анатолий, почему вы молчите ? В книге Храмушина ни одного трехкаскадника нету (((. Я сейчас лампы заказываю 12ж1л... Хочется на 100% вменяемый проверенный корректор без сибилянтов (читай трехкаскадник)...
Все даты в формате GMT
8 час. Хитов сегодня: 780
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет