Поделюсь маленьким личным опытом:
0. То, что отображено на АЧХ, почти всегда слышно. Обратное не верно т.к. на известных мне методах съема АЧХ, происходит временное интегрирование, а т.к. динамик (не говорю уже о АС) это система связанных колебательных контуров, передача энергии от одних другим требует времени и пути передачи колебаний иногда очень забавны и если эту передачу не минимизировать, это ОЧЕНЬ слышно. Минимизировать можно разносом резонансных частот и соотв. их гармоник (что сложно), увеличением жесткости связи (пропитки, ...), уменьшение добротности (демпфирование).
1. К ЧЕМУ СТРЕМИТЬСЯ?
К тому, чтобы максимальное кол-во энергии шло на формирование волн и минимальное оставалось в динамике или поглощалось демферами. Первое ведет к самоколебаниям дина и потере звуковой картины и каше, второе - к зажатости и потере микродинамики. Рецепт прост - большие легкие диффузоры (что в общем-то и обсуждаем). Еще путь - поршневой режим, но там при современных технологиях не получить высокой чувствительности. Т.о. рассматриваем "мягкий" диффузор. Катушка передает колебание дифузору, дальше по нему идет звуковая волна, которая в свою очередь формирует звуковую волну в воздухе. Здесь механика различна для случаев длинны волны больше/меньше характеристического радиуса динамика, причем надо рассматривать и в воздухе и в диффузоре.
1а. На НЧдинамик почти всегда работает в поршневом(квазипоршневом) режиме (если не создается зонных резонансов - это надо смотреть и если они возникают - что-то делать - либо кольца, либо ребра, либо что-то ышшо)
1б при длинах волн сравнимых с радиусом я еще не придумал что и как описывать.
1в. ВЧ Рассмотрим когда волна и в воздухе и в диффузоре меньше хар. радиуа. Волна идет от катушки к краям, формируя воздушную, воздушная формируется как сферическая в каждой точке, суммируясь, образует волну более сложной формы. Если волна в диффузоре "обгоняет" условную плоскую волну, то получается, что она "загибает" края и получаем узкую диаграмму, если "опаздывает", волна "выгибается", и становится более похожа на сферическую и соотв. имеет более широкую диаграмму. (это к вопросу о том, как жесткость и соотв. пропитки влияют на напрвленность). Как "расширить" диаграмму? 1й товет в лоб - тело рассеяния (это если уже имеем узконаправленный динамик - там оно будет эффективно). 2й - уменьшить скорость в диффузоре - сделать его более мягким или более тяжелым, или увеличить угол раскрытия или сделать спиральные "волноводы". Кстати кому ТЕЛО не помогает - попробуйте - достаточно что-нить наклеить на диффузор сильно отличное по жесткости, например, проклеенную нить или "прошить" диффузор полосками нитей и проклеить - короче, должны образоваться "волноводы". А жесткие пропитки всегда сужают диаграмму.
1г В идеале волна полностью "высвечивается" и поглощается диффузором (стоит помнить, что соотношение того, что высветилось и погибло в диффузоре и не только определяет чувствительность) Как улучшить? - сделать диффузор БОЛЬШОГО диаметра!!! Минусы? - чем больше, тем прочнее надо делать в центре (чтоб на НЧ не ломало) а это ВЕС!!! Так что абсолютного решения нет.
Но ... волна дошла до подвеса. Если есть резкие границы - она отразится и пойдет ... гулять по диффузору дальше. Как понятно, на звуковой картине положительным образом это не скажется. В связи с этим , надо делать плавную границу между дифом и подвесом, чтоб не отражалась. Также надо делать "уловители - поглотители" - гребенчатые структуры. Если додвес "жесткий", то переход автоматом получаем плавный, а вот перфорацию лучше делать не концентрическую, а гребенчато-спиральную, правда, это не лучшим образом скажется на долговечности, но чем больше диф, тем проще подвесу.
2. ПО ПОДВЕСАМ
2а. В связи с вышеописанным очень хороши "жесткие" подвесы, но лучше их делать спираль-гребень - так меньше отражений будет.
2б. Очень хорошо "интегрированные" в диффузор подвесы, "интегрировать" лучше опять-таки спиральным гребнем.
2в. Клееные подвесы рекомендую как можно более легкие - чтобы а) не образовывать отражения и б) чтобы подвес не "ломало" на НЧ за счет того, что на кромке кирпич висит. Т.е. резина - это для мегакрепких и соответственно, не легких, и соотв, не широкополосных диффузоров. ППУ маст дай, ибо максимум на 2 года
Остается тряпка/замша или что ышшо. Я бы выбрал тряпку (типа ткань)
2г. Еще бы хорошо, чтобы подвес приклеивался не напрямую к корзине, а через звукопоглотитель, например, паролоновое колцо, опять-таки для уменьшения отражений.
3. ПО ШАЙБАМ
"Мягкие" динамики очень плохо сябя ведут - постоянно вылезают из зазора, что приводит к нелинейности, а иногда и "стучатся головой" тогда, когда аналогичные, но жесткие и не думают этого делать. На звуке это сказывается плохо
В то-же время на самом звучании это почти не сказывается (ну и что что резонансная до 10Гц упала - слушать-то невозможно!!!) СЧ-ВЧ остаются без изменений, а НЧ и оформлением можно подправить. Упругости можно достичь либо подвесом, либо шайбой (иного в стандартной конструкции нет). Подвес лучше мягкий (см п.2), соответственно, нужной упругости надо достигать шайбой.
Какова-же "нужная" упругость? Я думаю, что "нужная" упругость получается при нужной резонансной частоте
. Это автоматом определяет упругость, достаточную для возврата подвижки в исходное за опр. время. Для каждого типа динамика она своя и определяется конструкцией в основном МС, в частности - высотой намотки и шириной зазора - чем эти величины больше, тем больше рабочий ход и тем ниже может быть резонансная при той-же перегрузочной способности и давлении.
Шайба - тоже своя колебательная система и "дергает" она прямиком за катушку, для минимизации ее влияния надо:
3а. Чтобы шайба была максимально легкая
3б. Чтобы была акустически прозрачна
3в. Нужная упругость
3г. минимальные собственные колебания, желательно резонанс за пределами полосы динамика.
Т.е. из стандартных выбираем типа "сеточка", наклеиваем паралон в корзину кольцом под шайбу, чтобы он гасил колебания шайбы, внутренние 2-3-4 кольца не трогаем, иначе каюк высоким. Можно наклеить сектора (узкие ) из чего-то типа паралона, но опять-таки не доходя до центра.
Есть еще текстолитовые шайбы со спиральными прорезями
Есть что-то типа паутины. не помню, как называется, но ОЧЕНЬ рекомендую. Можно сделать с управляемой упругостью (для экспериментов): делаем по окружности где клеится шайба 4 или больше "пенька" вкручивая винтики или просто вбивая проволочки (просверлить сначала не забудьте, а то ...
), на каркасе катушки клеим 2 бумажные шайбы чтобы в зазоре между ними с натягом помещалась леска, леску протягиваем от пенька - слегка огибая каркас катушки - на почти противоположный пенек, вокруг него - так-же на следующий. Оптимальная геометрия (кол-во пеньков) зависит от диаметра каркаса (катушки) и диаметра гофра. Упругость меняем общим натяжением лески, центровку - балансом натяжений участков. Паролон приветствуется.
4. КАРКАС КАТУШКИ
Очень хороший эффект от применения каркаса катушки из пивной банки - там очень жесткий и достаточно легкий алюминий. Весу он добавляет, но это компенсируется уменьшением потерь в каркасе и чуйка субъективно даже увеличивается. Делал на 20ГДН-... (10ГД34,... как из С-30), 10ГД30, 4А32. Везде субъективно выровнялась АЧХ, типмчные НЧ чудесным образом превратились в широкополосники (середина-таки появилась и достаточно ясная, а не понос как было изначально) на 10ГД30 и 20ГДН пропало желание поставить СЧ-динамик, у 4А32 такого желания и не было.
5. МС
Замена МС на более мощную:
5а. Не приводит к увеличению чувствительности
5б. Полоса увеличивается в сторону ВЧ например, на 20ГДН приемлемые средние получились только с большой магниткой.
5в. Уменьшается кол-во НЧ в пользу их ясности, например, уменьшается гудение если оно есть.
Короче,уменьшаются самопроизвольные движения подвижки в пользу управляемых ну и соотв, уменьшается добротность.
6. Диаметр катушки
При одинаковом сопротивлении катушки и диаметре провода (соотв. и длинне) и индукции в зазоре, катушка с большим диаметром будет иметь меньшую индуктивность .... вроде всё .
7. СНИМАТЬ КОЛПАЧКИ!!!
Во всех мною замеченных случаях колпаки портят звук. Пробовал жесткие, мягкие, звукоизолированные (обклеенные снутри звукопоглотителем), засверливать керн, .... Минимальный (почти незаметный) эффект дают аккустически-прозрачные колпаки типа как от 4А32. Возможно, можно уменьшить призвуки от колпака если керн будет засверлен "воронкой" - чтобы не было резонансов. Мне пока так оборудование не позволяет сделать, да и что будет с индукцией - не ясно. Потеря колпака, слава богу, не является проблемой - можно много чего прикрутить на керн :-) Хочется широкой диаграммы - крутите "лампочки" :-), только без крутых расширений, по крайней мере, они ТАК звук не портят.
Я сейчас вклеиваю тонкий поролон - тоже почти не влияет на звук.
Вклеивание мегажесткого колпака из дна банки не породило призвуков (а может, они просто "замаскировались"), зато породило некий горб на ВЧ, с которым пока непонятно что делать, посему пока отказался.
8. КОЛПАКИ-2
Провел некий эксперимент на 20ГДН - приклеил целое донышко от банки прямо на каркас из нее-же выпуклостью внутрь, получилось примерно по клеммы, с зазором ок. 1мм от диффузора - получил БАС+супер-твитер с провалом на СЧ, перевернул донышко, приклеив к диффузору (этакий колпак), получил горб на СЧ, которые отсутствовали в предыдущем эксперименте.
Т.о. становится ясна роль колпака - он режет ВЧ и чем больше колпак, тем ниже срез, чем жестче - тем больше "поднимает" частоту перед срезом, т.о. колпаком можно "ровнять" АЧХ динамика. Из минусов - под колпаком возникают резонансы, которые слышны. Как бороться? Ответ - два колпака со звукопоглотителем между ними: внутренний - мегажесткий, наружный - нужной жесткости. Весить это всё будетъ .... .
9. ДИФФУЗОРЫ
Предыдущий эксперимент так-же говорит о том, что в излучении опр. частоты участвует только кольцо дифузора вокруг каркаса и чем частота выше, тем это кольцо тоньше. Т.е. ВЧ быстро затухают в материале диффузора и чем ВЧей, тем быстрее :-). Причем расстояние, на которое волна опр. частоты отходит от каркаса, зависит от частоты волны и материала диффузора и не зависит от его толщины и угла наклона, а в излучении участвует "поперечная проэкция". Т.о. хотим поднять ВЧ - делаем больше угол раскрытия, заодно и диаграмму подправим :-). Концентрические выштамповки наоборот уменьшают зону ВЧ излучения, но, возможно, делают ее более эффективной за счет развязки с основной массой диффузора.
Если мы делаем ШП, он должон быть большим и легким, соотв. мы приходим к необходимости экспоненциальной огибающей (конусный д.б. более крепкий и соотв тяжелый), соответственно, малый угол раскрытия в зоне ВЧ-излучения и узкая направленность, соотв. небходимо ТЕЛО :-)
10. КОНУС
А что такое конус? А всего-навсего диффузор свободного излучателя. Что-же нужно, чтобы он эффективно работал?
10а. Чтобы он был посажен прямо на каркас катушки
10б. каркас катушки д.б. оччень жосским :-)
10в. желательно развязать каркас и основной диффузор по ВЧ если их не хватат.
10г. желательно чтобы жесткий каркас шел непосредственно до зоны эффективного излучения.
Далее - все те-же закономерности излучения. Т.е. Хотим супертвиттер - сажаем прямо на каркас излучатель, чем длиннее конус до "площадки", тем менее эффективно будут воспроизводиться ВЧ, зато будет "горбик" на СЧ чем шире площадка, тем больше горбик, а чем длиннее конус, тем он ниже по частоте. Вот как-то примерно так.
Какие минусы у конуса? Возникают резонансы между задней пов-ю конуса и передней основного диффузора (блин!!! и сюда залезли!!!) Как бороться красиво - пока не придумал кроме заполнения звукопоглотителем :-).
11. КОРЗИНА
Корзина должна:
11а. сама минимально резонировать, т.е. быть из материала с поглощением (Алюминий - хорошо) и соотв. конструкции, препятствующей вибрациям и резонансам (отсутствие тонких стоек, ...) .
11б. Иметь форму, способствующую рассеянию волн от задней пов-ти диффузора и их неотражению от корзины в сторону диффузора. Например, те-же стойки д.б. обтекаемой формы, д.б. минимизирована площадка под гофр, сделан отражатель перед МС, ... .