Пост N: 831
Зарегистрирован: 19.04.07
Откуда: Россия, СПб
Рейтинг:
6
Отправлено: 24.10.10 02:16. Заголовок: RC цепь в катоде.
Обсудим как рассчитать RC цепь в катоде. Сопротивление катодного резистора Rk=Ucm/I0. А ёмкость конденсатора Ck? Каких только версий не изобретено. Всех, кроме правильных . С уважением, СП.
Зачем приблизительное равенство постоянных времени? Для пущей неустойчивости на низах, да?
Сугубо из "экономических" соображений - чтобы не ставить лишнего в какую-нибудь из цепей, например, если межкаскадная цепь имеет 0,5 с, то катодная/анодная должна быть не меньше 1,5 с (эти цепи легче обеспечить комплектующими). А нестабильности по низам в указанном мною диапазоне (0,05 - 10 с) как-то не наблюдал...
Отправлено: 19.11.10 05:06. Заголовок: ALSS пишет: А неста..
ALSS пишет:
цитата:
А нестабильности по низам в указанном мною диапазоне (0,05 - 10 с) как-то не наблюдал...
А я наблюдал. В виде "звона". Потому и разношу полюса.
А мой первый ламповый гитарный усь вообще самовозбуждался с частотой в несколько герц. Но я тогда был школьником и этих тонкостей не понимал, потому и устранял возбуд уменьшением усиления на низах темброблоком по типу Баксандала. Но частотки хватало - и для гитары, и для баса. Не получалось басы задрать на полную. :D
Самые крутые электролиты, которые я тогда умудрился достать, были 40 микрофарад на 450 вольт. Я их соединил последовательно - выпрямитель был с удвоением, 2х300 вольт.
Зачем приблизительное равенство постоянных времени? Для пущей неустойчивости на низах, да?
Ветка есть про постоянные времёни.
цитата:
Самые крутые электролиты, которые я тогда умудрился достать, были 40 микрофарад на 450 вольт. Я их соединил последовательно - выпрямитель был с удвоением, 2х300 вольт.
Вы не туда попали. Здесь всё как-то про теорию ... Денис, не обижайте гостей. Они уже и так . С уважением, СП.
illarionovsp, я надеюсь, что Вы её вовсе не для того инициировали, чтобы продавить нас не мытьём, так катанием, и подогнать решение под заранее придуманный единственно правильный ответ?
Повторяю свою мысль: постоянные времени должны быть разнесены, чтобы не возникло условий для нестабильности. Даже при отсутствии специально организованной обратной связи она может присутствовать через цепи питания.
Повторяю свою мысль: постоянные времени должны быть разнесены...
Есть и другие мнения. :) Тот "моторный шум" (термин из древних книжек) свойственен для трёх и более каскадных ус-лей с мелкими ёмкостями в питании. Для двухкаскадного - пофиг. Более боремся за малое ГВЗ, мин. фазовый сдвиг, уменьшение "скола" и крутизну фронта, и т.п. Правильный ответ единственный - сохранить фазовую картину фонограммы.
Отправлено: 20.11.10 06:42. Заголовок: Всё очень относитель..
Всё очень относительно, что считать мелкими емкостями, относительно чего, и до какой степени сохранить фазовую картину фонограммы. Вопрос теоретический: какой смысл в равных постоянных времени, если это чревато нестабильностью?
А ещё есть такое соображение, по поводу первоначальной задачи: выходные лампы работают на пределе мощности. Средний ток гуляет с уровнем сигнала из-за нелинейностей, присущих лампам. Следовательно, гуляет и ток покоя. Насколько сильно сказывается постоянная времени катодной цепи?
Ещё одно соображение: внутреннее сопротивление лампы при нешунтированном Rк, увеличивается на величину, равную коэффициенту усиления (мю) лампы, помноженному на сопротивление в цепи катода. Из Р.Лэнди: http://prntscr.com/cr9ww6 Даже если не учитывать индуктивность выходного трансформатора, увеличение импеданса в цепи катода приводит к падению усиления и коэфициента демпфирования, которые можно посчитать с учётом приведённого к первичке сопротивления нагрузки, внутреннего сопротивления лампы, коэффициента усиления, сопротивления и ёмкости в цепи катода...
Вопрос теоретический: какой смысл в равных постоянных времени, если это чревато настабильностью?
Вопрос почти о смысле жизни! :) Мы по-разному смотрим на цель лампового ус-ля вообще. Я - исходя из того,что лампа сама по себе - достаточно линейный и быстродействующий прибор, чтобы построить усилитель без ООС с мин. числом каскадов. Последнее, например для того,чтобы не умножать искажения. Второе - мне нет необходимости озвучивать мероприятия, согласем с высказыванием "слушать музыку - дело интимное". Отсюда особенности схемотехники и вопросы с ней связанные. Возбуждение на НЧ по цепи питания отсутствует в принципе. Даже если в драйвере две лампы, как правило это или СРПП, или КП на вых. драйвера. На первый план выходят именно проблемы сохранения фазовой картины, скорости наростания, "энерговооружённости" (Дж/Вт) и т.д. Я уж не говорю об отдельных БП для драйвера и вых. лампы.
Очевидно, усилитель,предназначенный для других целей, будет иметь другую схемотехнику и свои проблемы.
Поэтому, наверное, категорические утверждения не совсем правильны. Возможно я ошибаюсь, тараканы-с!
Отправлено: 20.11.10 07:13. Заголовок: О сопротивлении в це..
О сопротивлении в цепи катода вых. лампы. В моём усилителе фикс. смещение и кроме изм. резистора в 1 Ом,других нет. Завала на 17 Гц я не обнаружил (ниже ген не даёт), демпфирование достаточное для моих АС, пробовал сделать больше - не понравилось. Необходимое условие для фиксы в наших реалиях - сетевой стаб с непрерывным (не ступенчатым) регулированием, как минимум.
Отправлено: 20.11.10 07:13. Заголовок: Я с Вами согласен, А..
Я с Вами согласен, Александр, что каждый случай требует особого рассмотрения.
Но речь изначально шла не о Вашем подходе: если каскад один, то какие постоянные времени (заметьте, во мноджественном числе) должны быть равными? А если их больше одного, то какой смыс делать изх равными? Вот что привлекло моё внимание, и вот относительно чего я задал свой вопрос: "зачем и почему"?
Я понимаю - равные постоянные времени в обратной связи одного - единственного каскада с тремя RC-цепями, но это особый случай, и называется он в учебниках автогенератором.
Отправлено: 20.11.10 07:46. Заголовок: Мне коротенько излож..
Мне коротенько изложить параграфы про имп. ус-ли? :) Вот пример,экв. схема банального каскада с резистором в катоде. Смешной вопрос,какие пост. времени должны быть равны,что-бы напряжение на сетке следующего (Uc2) не зависило от частоты. :)
ЗЫ. Подход,изложенный выше - это не моё выстраданное. Дорожку до меня проторили. Большинство коллег прежнего аудиопортала, насколько могу судить,придерживаются таких взглядов.
Пост N: 896
Зарегистрирован: 19.04.07
Откуда: Россия, СПб
Рейтинг:
7
Отправлено: 20.11.10 08:08. Заголовок: aluma пишет: Я исхо..
aluma пишет:
цитата:
Я исхожу из того,что лампа,сама по себе,достаточно линейный и быстродействующий прибор,чтобы построить усилитель без ООС
Истинно правда Ваша. Когда-то, когда форумов никаких не было, писал я статью. Там такая фраза была: Лампа является самодостаточным усилительным элементом, она не нуждается в улучшателях (ООС, корректорах линейности и пр.). По поводу ПОС по питанию. Есть такой эффект. Только при чём тут RC цепь в катоде, у которой частота среза менее 1 Гц. Никого я не продавливаю. И вообще, при чём тут я. Это Цыкин с Войшвилло. Я только к ним примкнувший. Чего на меня наползать? Есть ветка "Честь выше всего" там наползальщикам хвала и раздолье. Наоткрывайте себе веток, хоть 100. Согласуйте с админом и вперёд. С уважением, СП.
ЗЫ.Подход,изложенный выше,это не моё выстраданное. Дорожку до меня проторили. Большинство коллег прежнего аудиопортала,насколько могу судить,придерживаются таких взглядов.
То есть, это та же схема, что я описал выше. Вопрос, однако, о величине постоянной времени. Со схемой-то всё понятно. Вот СП уже сослался на Цыкина с Войшвилло и приоткрыл свою занавеску: частота среза менее 1-го герца. Почему именно 1-го, а не, скажем, 10, и не 0.1?
Ваше мнение понятно: 1 ом для измерения, ферро-резонансный стабилизатор, и ни каких автосмещений с постоянными временами. Мне всё-же интересно, что хотел сказать нам автор темы.
Только при чём тут RC-цепь в катоде, у которой частота среза менее 1 Гц.
Вот интересно, если RфСф на картинке представить как тау БП, что получим? И вспомним, что в катоде реальные электролиты с паразитами (с ограничением по ВЧ),а не идеальные конденсаторы.
Позвольте встрять. При просмотре фильмов ужасов на DVD (источник SACD плеер 2Гц-100кГц, аккустика напольная от 30Гц) заметил следующее. Режиссеры, для усиления эффекта, вносят в звуковой сигнал большой уровень низкочастотных модуляций, которые ниже уровня слышимости, но тем не менее они воспринимаются однозначно. При этом заметил, что добавление в катодную цепь конденсатора 2200 мкФ этот эфект заметно усиливало.
Отправлено: 20.11.10 14:44. Заголовок: Ну так сами посчитай..
Ну так сами посчитайте - если конденсатор в катоде и трансформатор в аноде заваливают одни и те-же частоты, то это уже не 6, а 12 децибелл на октаву получается!
А ужасы записаны как раз на частотах в районе 30 Герц.
Отправлено: 20.11.10 15:03. Заголовок: Гoсть пишет: А ужас..
Гoсть пишет:
цитата:
А ужасы записаны как раз на частотах в районе 30 Герц.
Я имел в виду разницу в понятиях слышимость и восприятие. На 30Гц-ах ничего не изменилось, а вот нижняя граница усиления каскада уменьшилась, к примеру до 2Гц. Это к Войшвилло-Илларионову.
Все даты в формате GMT
8 час. Хитов сегодня: 212
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет