Пост N: 5453
Зарегистрирован: 21.05.07
Откуда: Иркутск
Рейтинг:
17
Отправлено: 04.01.12 08:47. Заголовок: Усилитель на 2А3 с пентодным драйвером. U.L.F.
Усилитель собран по двухкаскадной схеме с драйвером на пентоде 6П9. Пентод на входе выбран в связи с возможностью получить достаточное усиление от одного каскада, а также с хорошим звучанием выбранной лампы в тандеме с прямонакальным выходным триодом. http://tubeaudi.ucoz.ru/index/usilitel_na_2a3_s_pentodnym_drajverom/0-72
Отправлено: 04.01.12 09:41. Заголовок: Наконец кто-то сдела..
Наконец кто-то сделал усил на 2А3 так, как это делал бы я. Кроме мелочей: регулятора Никитина (просто я даже близко не видел), имею привычку запитывать накал прямонакалов постоянкой, резисторы 100 Ом в катодах 2А3 поставил бы поменьше номиналом, т тд.
Драйвер? Только пентод! Ну, не хватает усиления у триодов, чтобы подключиться от источника сигнала напрямую. Не совсем откровенные конструкторы сватают лампы типа 6Н7С в одноламповые драйверы к 6С4С/2А3, но при этом умалчивают, что у них в тракте предварительный усил с выходом под 5 вольт .
цитата:
Из недостатков прошлых вариантов следует отметить некоторую, как бы «измельчённость» звуковой картины у 6Ж4 и 6АС7, звучание получается излишне ярковатым и иногда складывается впечатление, что происходит как бы «вытаскивание» на передний план, малозначительных звуковых деталей второго плана, отчего звук кажется перенасыщенным мелкими деталями и излишне назойливым.
Так часто отзываются об драйверах на пентодах. И на 6П9 тоже. У меня вопрос: а с чем сравнивают? С 6Г2, 6Г7, 6Ф5, 6Н9С, ЕСС83 и с прочими триодами с высоким Мю, которые своей высокой входной ёмкостью, вкупе с РГ 50-100 кОм ограничивают полосу драйвера, а вместе с ней детальность и живость ВЧ?
Переходной конденсатор? Конечно, Дженсен, медная фольга в медном корпусе. Прекрасный оптимум между стоимостью и качеством. Алюминиевые значительно хуже, а серебряные к пентодному драйверу я бы не рекомендовал .
Вопросы к автору: 1) Дмитрий, не было ли у Вас желания поставить диодную ступень к кенотрону для продления его жизни, как придумал Бокарёв? http://shot.photo.qip.ru/1048B6f.png Заодно и первую ёмкость можно увеличить . 2) Озвучьте, пож, какая получилась полоса (очень желательно по спаду в аудиофильские 2%, или 0.17 дб, и (не обязательно) Кг перед клиппингом на СЧ. Было бы интересным узнать параметры такого необычного ТВЗ , хотя бы его индуктивность и Ra.
Пост N: 336
Info: Начинающий любитель.
Зарегистрирован: 04.05.11
Откуда: СССР, Химки
Рейтинг:
1
Отправлено: 04.01.12 17:15. Заголовок: Очень впечатляет. Во..
Очень впечатляет. Вопрос по выходнику. Судя по фото станочка, провод подается "от себя"? Я сколько раз пробовал, не нравится такая подача, видимо что-то не так делаю. На каком расстоянии держите руку? Я мотаю наоборот, левой рукой держу провод сзади станка, на расстоянии 40см примерно, ближе ухудшается качество намотки. А спереди на таком расстоянии не получается..
Так часто отзываются об драйверах на пентодах. И на 6П9 тоже. У меня вопрос: а с чем сравнивают? С 6Г2, 6Г7, 6Ф5, 6Н9С, ЕСС83 и с прочими триодами с высоким Мю, которые своей высокой входной ёмкостью, вкупе с РГ 50-100 кОм ограничивают полосу драйвера, а вместе с ней детальность и живость ВЧ?
Всё-таки, это не только живость... а именно - назойливость. Да, звук с пентодом порхает как бабочка, но и жалит как пчела. Это про 6Ж4(6АС7). С 6П9, в данном варианте, получилось почти по триодному ясно, утончённо и в тоже время напористо и мощно, при этом не устаёшь слушать. Вариант без катодного конденсатора не прокатил. Звук мылится, блекнет и на нч сразу заметна просадка
цитата:
Переходной конденсатор? Конечно, Дженсен, медная фольга в медном корпусе. Прекрасный оптимум между стоимостью и качеством. Алюминиевые значительно хуже, а серебряные к пентодному драйверу я бы не рекомендовал .
У меня медь в аллюминиевом кожухе, мечтаю о медных в картоне, но ... дороговаты. Кто бы там что бы ни говорил, но с Дженсенами можно забыть о Лофтинах.
цитата:
Кроме мелочей - регулятора Никитина (просто я даже близко не видел), имею привычку запитывать накал прямонакалов постоянкой, резисторы 100 ом в катодах 2А3 поставил бы поменьше номиналом, т тд.
1)Дмитрий, не было ли у Вас желания поставить диодную ступень к кенотрону для продления его жизни, как придумал Бокарёв? http://shot.photo.qip.ru/1048B6f.png
Честно говоря, такой вариант даже и не продумывал... У меня автоматическая задержка анодного 3 минуты, конденсатор после кена всего 12 мкФ, потом 100-омные дроссели, а потом уж 1500 мкФ.
цитата:
2)Озвучьте, пож, какая получилась полоса (очень желательно по спаду в аудиофильские 2%, или 0.17 дБ, и (не обязательно) Кг перед клиппингом на СЧ. Было бы интересным узнать параметры такого необычного ТВЗ , хотя бы его индуктивность и Ra.
Полоса по 20Гц -1,5дБ, по ВЧ спада на 20кГц нет. В этом усилителе и не ставилась задача сверхрекордной полосы по НЧ, он собирался под колонки на широкополосниках Сонидо.
Jaster пишет:
цитата:
Вопрос по выходнику. Судя по фото станочка, провод подается "от себя"? Я сколько раз пробовал, не нравится такая подача, видимо что-то не так делаю. На каком расстоянии держите руку? Я мотаю наоборот, левой рукой держу провод сзади станка, на расстоянии 40см примерно, ближе ухудшается качество намотки. А спереди на таком расстоянии не получается...
На этой кривой моталке намотано уже несколько десятков трансформаторов. Мотаю не так много, в год 3-4 пары. Провод подаётся с катушки, которы висит на кронштейне спереди внизу. Ручку кручу правой, укладываю левой. Таких трансформаторов намотал уже не одну пару. Так получилось, что прикупил когда-то ящичек таких вот мелких магнитопроводов, вот и приходится сдваивать. По идее, при такой архитектуре логичнее делать транс под пентод, но и с триодами всё очень неплохо на практике. Схема секционирования отработана и проверена, даёт очень красивую середину без резонансных вздрыков в сторону вч, а нч... хотелось бы намотать и 3000 и 3500витков, но тесновато, и так активное 205 Ом. Ну и вторичку не хотелось бы делать тоньше, всё-таки напрямую на выходное сопротивление влияет. Ктр этих трансов 22,5 (0,0444), Ra при этом можете сами посчитать, чуть больше 4 кОм на 8 Ом выйдет.
p/s: Хочу ещё заметить, что в этом усилителе не ставилсь задача оставить своё имя в истории звукотехники и создать "самую лучшую схему всех времён и народов", никаких изобретений и новшеств, всё давно придумано до нас, просто рабочая лошадка для высококачественного воспроизведения музыки.
Отправлено: 18.01.12 22:45. Заголовок: Здравствуйте, а если..
Здравствуйте, а если вернуться к драйверу и осветить снова момент подачи смещения на 6П9. С Автоматом конечно проще и результат предсказуемый, но не думали ли вы, конечно не в пользу линейного режима, а для звука, посадить катод на землю а в сетку последовательно батарейку 3в и немного увеличить анодную нагрузку? чЕМ ЛУЧШЕ автомат для звука?
Пост N: 191
Зарегистрирован: 30.09.06
Откуда: Россия, Брянск
Рейтинг:
3
Отправлено: 19.01.12 03:15. Заголовок: Владимир Константино..
Владимир Константино пишет:
цитата:
Победила 6SJ7 (6Ж8) со стабилизированной э.сеткой.
Так это лучший драйвер всех времён и народов, особенно без шунтирующего катодного конденсатора. Я долго, лет 10 искал этот звук. Теперь наслаждаюсь в Домашнем усилителе.
Пост N: 192
Зарегистрирован: 30.09.06
Откуда: Россия, Брянск
Рейтинг:
3
Отправлено: 19.01.12 18:35. Заголовок: Jaster пишет: А c 6..
Jaster пишет:
цитата:
А c 6П13С имеет смысл возится? Добыл по случаю несколько штук 85-88 годов. Хватит ли одной 6Ж8 на драйверный каскад для 6П13С?
Канэчна, дорогой. И потом 6П31С попробуйте, получится Домашний усилитель. Зайдите на мой сайт www.radiolamp.ucoz.ru - Каталог статей - мои статьи - домашний.....там всё расписано. Также статья вышла в Радиолюбителе №4,5,6 - она большая.
Здравствуйте, а если вернуться к драйверу и осветить снова момент подачи смещения на 6П9. С Автоматом конечно проще и результат предсказуемый, но не думали ли вы, конечно не в пользу линейного режима, а для звука, посадить катод на землю а в сетку последовательно батарейку 3в и немного увеличить анодную нагрузку? чЕМ ЛУЧШЕ автомат для звука?
Вы считаете, что батарейка лучше? Ставьте батарейки, я считаю, что ничто так не убивает "звук" как батарейка. На мой вкус, автоматическое смещение, в данном случае, это вполне достойный компромис.
Владимир Константино пишет:
цитата:
Тоже совсем недавно бился с драйвером на пентоде. Победила 6SJ7 (6Ж8) со стабилизированной э.сеткой.
Очень хорошо звучит. Правда не вижу смысла в стабилизации второй сетки с током оной в 1мА, стабилизация целесообразна при более прожорливых сетках. ИМХО В данном усилителе, Ку у 6Ж8, был бы для меня недостаточен, для увеличения чувствительности пришлось бы увеличивать нагрузку и загонять лампу в режим с меньшим током анода, а это уже ощутимый на слух спад по ВЧ. Просто я не посчитал целесообразным, в данном проектике, ставить пентод с усилением 40, уж тогда лучше триод подобрать, тот же 6Г2 звучит замечательно, хотя и там не без вопросов(особенно когда вых. каскад с фиксой работает). Более того, 6П9 звучит лучше, но нааааамного капризней.
Вадим Пузанов пишет:
цитата:
И потом 6П31С попробуйте...
6П31С и 6П36С, на мой взгляд, тоже ооооочень классные лампы. Хотя 36-ая чуть посложней в приготовке из-за некоторой склонности к возбудам на вч.
Jaster пишет:
цитата:
Хватит ли одной 6Ж8 на драйверный каскад для 6П13С?
Для 6П13С нужно всего-то 20-25вольт сигнала для раскачки, нафига там пентод...
нужно всего-то 20-25вольт сигнала для раскачки, нафига там пентод
Для уменьшения потерь на многокилоомном РГ. Как намедни писАл одному коллеге, конструкторы, ставящие после РГ 47-100 кОм триод с высоким МЮ, даже и не догадываются, сколько интересного они не слышат в записи! Если номинал РГ 1 кОм, пожалуйста, ставь прекрасно звучащую 6Г2 и наслаждайся. А, если АЛЬПС в 50 кОм-это путь к звуку Балтики.
Пост N: 387
Info: Начинающий любитель.
Зарегистрирован: 04.05.11
Откуда: СССР, Химки
Рейтинг:
2
Отправлено: 20.01.12 14:16. Заголовок: majordom22 Я обычно ..
majordom22 Я обычно использую 10ком АЛПСы или 15-33ком СП-III. Вот прикупил 23-шаговый ступенчатый регулятор на резисторах DALE, жду когда придет. Но он тоже на 10 ком.
Отправлено: 20.01.12 14:38. Заголовок: U.L.F. пишет: Вы сч..
U.L.F. пишет:
цитата:
Вы считаете, что батарейка лучше? Ставьте батарейки, я считаю, что ничто так не убивает "звук" как батарейка. На мой вкус, автоматическое смещение, в данном случае, это вполне достойный компромис.
Да, но вот может быть у меня нет сильно хорошего конденсатора для катода. Вот там (в катоде) любой тип и резистора и конденсатора ясно слышен нежели батарейку в сетке. + Динамика на нч, те все прелести фиксированного.
Отправлено: 20.01.12 14:54. Заголовок: nordman пишет: там ..
nordman пишет:
цитата:
там (в катоде) любой тип и резистора и конденсатора ясно слышен нежели батарейку в сетке
Да, слышно. Причём, чем больше падение напряжения на катодных RC, тем влияние их на звук увеличивается. Венец капризности в этом плане Лофтины различные. Особенно, в драйверах. Из-за фактора качества и бытует мнение, что автосмещение плохо для звука.
Пост N: 1081
Зарегистрирован: 19.02.06
Откуда: Россия, Тула
Рейтинг:
7
Отправлено: 20.01.12 17:51. Заголовок: Лучший конденсатор в..
Лучший конденсатор в катод драйвера, на мой взгляд, это Black Gate серии N или NX. Но и зелёные Джамиконы (которые лоуеэсэр, для мат плат) вполне могут выступать бюджетной заменой, их ещё очень хорошо зашунтировать небольшим MKP или FKP плёночником. В катодах у меня стоят резисторы АленБредли, не самый лучший вариант, но и неплохие, будет время заменю на самодельные бифилярные проволочники, там и надо всего 200ом.
Регуляторы громкости уже давно применяю порядка 10кОм, ставить 47 и 100кОм, это не хайэндно.
nordman пишет:
цитата:
+ Динамика на нч, те все прелести фиксированного.
Для пентодных и триодных драйверов на лампах с высоким внутренним сопротивлением, это не столь важно. Вот когда у нас выходная лампа с внутренним сопротивлением 800-1000ом, нагружена в катоде на резистор такого же номинала, тогда о потере динамики на НЧ можно и всерьёз поговорить и то при условии достаточно низкого активного сопротивления первички вых. транса. А когда в катоде 200ом, а внутренне сопротивление лампы 100кОм и выше, на мой взгляд, услышать потерю динамики можно лишь на самовнушении. А вот убирание конденсатора из катода, убирает и нч и динамику весьма существенно. ИМХО
Пост N: 1082
Зарегистрирован: 19.02.06
Откуда: Россия, Тула
Рейтинг:
7
Отправлено: 20.01.12 20:23. Заголовок: У 6С45П подобная мер..
Jaster пишет:
цитата:
Убрал кондеры из катода 6С45П с автосмещением.. НЧ лучше стали
У 6С45П подобная мера мне даже в голову не приходила... Зачем ставить лампу с внутренним сопротивлением в 1кОм, и потом увеличивать выходное сопротивление каскада, убирая конденсатор из катода? Вы вообще теорию читаете иногда? Или считаете что конденсатор в катоде стоИт, чтоб НЧ были хуже? Для пентодов вполне можно и без конденсатора, звучание становится мягче и чуть позамыленней, почти как у триода с высоким Мю и высоким внутренним сопротивлением, правда и усиление каскада падает( почти как у триода ) По своим ощущениям могу сказать лишь, что сколько не пытался убирать конденсаторы из катода, столько раз их туда обратно ставил. Может ещё от акустики зависит... p/s Да, и ещё забыл добавить, что 6Ж8 меня нисколько не цепляют по звучанию, что с конденсатором в катоде, что без. Неплохо и не более того. Когда поменял в своём старом усилителе на 6П31С, 6Ж8 на 6Г2, вот было откровение. В данном усилителе применил 6П9, НЕ по тому, что у меня других ламп не было. Выбирал исключительно по звуковым качествам. Кстати импортные 6АС7, звучали на порядок интереснее наших 6Ж8, при этом и усиление у них выше, но 6П9 оказались просто незаменимы(пока).
Все даты в формате GMT
8 час. Хитов сегодня: 989
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет